Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура

Параллельные миры. Русское искусство. ХХ век. Часть 1

, 12:14

14 мая 2014 года Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» представляет в Концертном зале им. П.И. Чайковского уникальную программу, объединившую сразу три вида искусства: музыку, поэзию и живопись.

На протяжении веков люди мечтали о синтезе искусств, в котором объединились бы высшие творческие достижения человека: музыка, поэзия, живопись. Сегодня, в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес», Константин Хабенский и Юрий Башмет с симфоническим оркестром «Новая Россия» воплотили эту идею в программе «Параллельные миры. Русское искусство. ХХ век. Часть 1».

Идея соединить музыку и текст возникла из случайной импровизации на одном из концертов, а позже вылилась в проект двух художников.

Творческий тандем Юрия Башмета и Константина Хабенского возник в 2011 году, когда они создали совместный проект «Калигула». Литературно-музыкальная композиция включала в себя сцены из пьесы А. Камю и исполнение музыкальных произведений – квартета «Девушка и смерть» Ф. Шуберта и большой зоологической фантазии К. Сен-Санса «Карнавал животных» для оркестра и чтеца.

Режиссерский музыкальный подход Юрия Башмета к прозе помог Константину Хабенскому заново услышать текст Камю, найти новый тон для исполнения роли, сыгранной актером в юности в одноименном спектакле Юрия Бутусова. Дуэт Башмета и Хабенского позволил каждому из них прозвучать по-новому, открыться для своих поклонников с неожиданной стороны.

Вскоре успешное сотрудничество было вознаграждено – в 2012 году проект был удостоен премии Олега Янковского. И художники решили продолжить свои творческие поиски в рамках придуманного ими жанра.

«Параллельные миры» – это «трехмерная» насыщенная музыкально-визуально-литературная композиция, в которой музыка С. Рахманинова, С. Прокофьева, И. Стравинского, А. Мосолова и Т. Хренникова в живом исполнении оркестра «Новая Россия» перемежается стихами А. Блока, И. Северянина, В. Маяковского и В. Хлебникова – их со сцены прочтет народный артист России Константин Хабенский. Во время звучания музыки и стихов на экране над сценой в 3D-проекции будут демонстрироваться картины А. Куинджи, И. Репина, М. Врубеля, А. Дейнеки, А. Самохвалова, А. Пластова, К. Коровина, Л. Бакста, Б. Григорьева, М. Шагала, М. Ларионова, Н. Гончаровой.

Концерт открывает, пожалуй, одно из самых мистических произведений С. Рахманинова – симфоническая поэма «Остров мертвых». Это произведение было написано по мотивам одноименной картины А. Бёклина. Она же будет в разных ракурсах всплывать на экране над сценой во время исполнения музыки.

Слушатель как будто путешествует во времени. Он проходит через основные этапы развития русской культуры – от мистицизма и символизма «Острова мертвых» через эстетизм и фольклорность музыки И. Стравинского и конструктивизм С. Прокофьева к авангарду «Завода» А. Мосолова и соцреализму Т. Хренникова. Поэзия призвана подготовить слушателя к духу и эмоции звучащей за ней музыки. Живопись – дополнить созданное настроение.

Художественным обрамлением «Сюиты № 2 для малого оркестра» И. Стравинского станут полотна К. Малевича и В. Кандинского, концерт для скрипки с оркестром № 1 С. Прокофьева прозвучит под произведения Б. Кустодиева и К. Коровина, музыка машин из незавершенного балета «Сталь» А. Масолова – под индустриально-реалистические полотна А. Дейнеки и Ю. Пименова.

Программа рассчитана на 85 минут и исполняется без перерыва.

Юрий Башмет – давний друг «Черешневого леса», участвующий в культурной программе фестиваля со дня его основания на протяжении 13 лет. Член попечительского совета фестиваля «Черешневый лес».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пресс служба фестиваля искусств «Черешневый лес»

Ольга Антоненкова

аntonenkova@28bosco.ru

+7 495 620 33 37

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram