Аргументы Недели → Культура

Премьера в Московском Губернском театре

, 13:55 , журналист, обозреватель, продюсер

В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Первое второе пришествие» в постановке Сергея Пускепалиса. Это вторая премьера театра.

Автор пьесы – Алексей Слаповский, писатель, сценарист, драматург, четырежды финалист премии «Букер», автор сценария теле- и кинофильмов «Участок», «Остановка по требованию», «Пятый угол»... Роман «Первое второе пришествие» вошел в шорт-лист премии «Букер» в 1994 году.

Появление этого спектакля в афише театра не случайно. С автором пьесы Алексеем Слаповским Сергей Безруков познакомился более 10 лет назад, на съемках телефильма «Участок» по сценарию драматурга. Слаповский дал прочитать актеру свой роман «Первое второе пришествие». Материал заинтересовал Безрукова, он даже мечтал сыграть главного героя, Петра Салабонова, или поставить этот роман в театре или кино. Но не сложилось.И вот летом 2013 года Сергей Безруков, ставший худруком Губернского театра, решил взять этот роман к постановке. Специально для Губернского театра Алексеем Слаповским быланаписана инсценировка романа, а в качестве режиссера был приглашен Сергей Пускепалис.

Драматург Алексей Слаповский и режиссер Сергей Пускепалис рассказывают нам историю, полную мистики, чудес и трагикомических ситуаций, где можно и от души посмеяться, и задуматься над вечными истинами.Актера и режиссера Сергея Пускепалиса связывает с Алексеем Слаповским многолетнее сотрудничество, он поставил восемь спектаклей по его пьесам. Пускепалис тоже планировал осуществить экранизацию романа «Первое второе пришествие», был проведен подготовительный период, но съемки не состоялись.

В простом парне, бывшем десантнике Петре Салабонове из провинциального городка, местный чудак Нихилов вдруг увидел нового Мессию. Петр действительно имеет некоторые необыкновенные способности: например, превращает воду в чистый спирт, исцеляет от болезней, его любят люди, - особенно женщины. Сам он, правда, не верит в то, что он и есть новоявленный Христос, но череда событий все больше убеждает его в обратном.

В спектакле участвуют: Сергей Стёпин, Александр Аноприков, Андрей Носков, Елена Калабина, Анна Полозова, Елена Петрова, Галина Бокашевская, Степан Куликов и др.

О спектакле рассказывают:

Сергей Безруков, художественный руководитель театра

Мне очень нравится это произведение Алексея Слаповского. Я познакомился с произведением еще 10 лет назад, на съемках телефильма «Участок». Леша был сценаристом фильма, и дал мне прочесть свой роман. Я, помнится, тогда был ошарашен, мне так это понравилось, так хотелось сыграть главного героя. И Леша мечтал, чтобы я сыграл Салабонова, а другого главного героя – Ивана Захаровича Нихилова, новоявленного «Иоанна Крестителя», - чтобы сыграл Валерий Сергеевич Золотухин. Но прошло 10 лет, я стал художественным руководителем театра, и вспомнил об этой пьесе. Оказалось, что и Сергей Пускепалис, прочитав это произведение 20 лет назад, хотел снимать по нему кино, но что-то не сложилось. Леша Слаповский предложил познакомить нас с Сергеем, и вместе решили поставить в моем театре «Первое второе пришествие». Спектакль получился легкий, с потрясающим чувством юмора. Зритель угадывает в нем евангельскую историю, но в то же время – это о нас сегодняшних. На самом деле это спектакль о том, могут ли люди меняться внутренне, способны ли воспринимать Истину. Или снова, как и две тысячи лет назад, люди оказались не готовыми к приходу Мессии? В этом вечная актуальность евангельской истории – ведь люди не меняются…

 

Алексей Слаповский, автор пьесы

Каждому из нас случалось обнаружить в себе что-то новое, неожиданное. В каждом живет некий внутренний человек, иногда он лучше нас самих, иногда – хуже. Странно, но к плохому в себе мы уже привыкли, а вот хорошее иногда пугает. Ведь это значит, что мы можем больше любить, больше что-то делать для других, а это непросто. Легче жить, ничего не меняя. Именно такой выбор у героев спектакля: оставаться прежними – или, обнаружив свет в своей душе, пойти за ним.

Мне кажется, в этом спектакле есть тот театр, который я люблю и которым занимаюсь всю жизнь: сочетание гротеска и психологизма. Вроде бы фантастика, но фантастика страшно реальная.

Сергей Пускепалис, режиссер-постановщик

Хочу сказать отдельное спасибо театру за возможность поставить эту пьесу, потому что далеко не каждый решится на реализацию такого произведения. Оно действительно краеугольное, сюжет достаточно странный, резкий. Сколько лет мы пытались воплотить его с Лешей Слаповским! У нас был киносценарий, который прошел свои огни и воды, и
все что-то не складывалось. И то, что Сережа Безруков знал и ценил автора еще до того, как мы с ним встретились по поводу этого произведения, - это, безусловно, один из важных факторов. Недавно посчитал - оказывается, я прочел «Первое второе пришествие» 20 лет назад. В 1994 году я прочел этот роман, и он мне снес крышу. И все это время в голове что-то роилось, кружилось, работало, персонажи становились все более осязаемыми. И недавно Леша Слаповский мне сказал: «Безрукову тоже нравится это произведение, давай попробуем?»
Риск страшный, авантюра страшная, потому что были очень сжатые сроки - у всех есть съемки и еще какие-то дела. И я рискнул только потому, что когда мы первый раз встретились с Безруковым, я увидел его глаза, настроение, - и понял: на этот раз есть шанс, что у нас получится. Потому что существуют какие-то свои законы физики у этого произведения, уж я-то знаю этот механизм. И тут мне показалось, какое-то чудо произошло.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram