Американцы любят снимать патриотическое кино, поэтому нет ничего удивительного в том, что картина «12 лет рабства» режиссера Стива Маккуина, снятая по реальным событиям, получила «Оскар» за лучший фильм года, считает знаменитый российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Месхиев.
В интервью «АН-онлайн» он также рассказал, почему российским кинолентам не удается в последнее время пробиться хоть в какую-то номинации этого престижного фестиваля и посочувствовал кумиру многих миллионов Леонардо ди Каприо, который в очередной раз пролетел мимо заветной статуэтки.
- «Оскар» за лучший фильм года получила эпическая кинодрама «12 лет рабства». Эта победа была предсказуема?
- Если вы намекаете, на какие подтасовки, то уверен, их не было. Ничего постыдного в том, что этот фильм стал лучшим, я не вижу. Да, это патриотическая картина, а в США вообще любят такое кино. Осмелюсь утверждать, что идеология американского кинематографа построена на патриотизме. Для меня скорее более странным является то, что в нашей стране к патриотическому кино какое–то неправильное отношение.
- Мэттью Макконехи получил статуэтку за лучшую мужскую роль. Говорят, чтобы получить этот приз надо совершить подвиг…
- Не согласен. Никаких подвигов не требуется, вполне можно обойтись обычным профессионализмом. У Макконехи действительно была замечательная роль, тут даже вопросов не должно возникать. Он получил статуэтку, абсолютно заслуженно. Но мне очень обидно за Леонардо ди Каприо, я очень люблю этого актера, он очень много работает, много раз был номинирован на «Оскар» но так его и не получил.
- Одна из его лучших ролей была в «Отступниках», может быть, другие роли не дотягивают до нее?
- Не уверен. Он прекрасно сыграл в фильме «Волк с Уолл-стрит», просто парню, честно говоря, не везет, хотя он действительно выдающийся артист. Но ведь Макконехи был ничуть не хуже, это надо признать.
- Об «Оскаре» в последнее время очень много негативных отзывов, что он потерял свою ценность и давно уступает Каннскому фестивалю. Это действительно так, или это жалобы обиженных людей?
- Я думаю, что так говорят не обиженные люди, а те, у кого развился комплекс неполноценности. В Каннах проходит Международный фестиваль, а «Оскар» - это американская киноакадемия - это их кино. Поэтому как-то лезть туда со своим мнением и что-то говорить, мне кажется неправильно. Американцы видят кино именно так, как видят, у них такая точка зрения, - что тут еще можно сказать. А насчет того, какой фестиваль главнее ,Канны или «Оскар», то их просто нельзя сопоставлять. Дело, в том, что «Оскар», это все-таки мейнстрим - кино направленное больше на широкого зрителя. А наши европейские фестивали ориентированы в сторону кино, как собственно искусства. Сравнивать эти два престижных фестиваля, все равно, что смешивать рыбу с курицей.
- В этом году Россия выдвинула на «Оскар» фильм Федора Бондарчука «Сталинград», но он потерпел фиаско, так же как и в прошлом году работа режиссера Карена Шахназарова «Белый тигр». Почему российские картины не попадают в шорт-лист этой престижной премии?
- Наши фильмы действительно с трудом попадали в номинации и раньше. Мне кажется это связано с тем, что мы зачастую, наверное, ошибочно их отправляли на «Оскар». Я не берусь говорить о том, что «Сталинград» - это неправильная история, но и осуждать оскаровский комитет России, членом которого я являюсь, тоже не могу.
- Наверное, стоило отправить на фестиваль другой фильм?
- Какой? У нас не такой большой выбор кино. А вот если бы он был, то тогда да, можно было бы на что-то сетовать. А поскольку выбирать особо не из чего, то и результат в данной ситуации именно таков.
- Может быть, тогда отечественные картины нет смысла выставлять на эту премию и в будущем?
- Почему? Не вижу в этом ничего предосудительного. Мы не должны демонстративно отказываться от участия и возможности получить «Оскар». Для каждого режиссера и кинематографа страны это очень почетная и серьезная история. Другое дело, что мы снимаем кино, которое не может победить.
- Может быть, все дело в тематике картин, которые мы отправляем на «Оскар»? Упомянутые выше – все о войне...
- Мне сложно судить об этом… Может быть. Но, а что мы еще можем предложить? Мы не можем выставлять авторское кино, потому что это не та премия. Более того, что касается авторского кино, то когда его отправляли на «Оскар», то у нас вообще шансов номинироваться не было ни каких.
- И что же делать?
- Наверное, надо следить за какими – то тенденциями американского кино, чтобы более правильно и точно попадать в формат фестиваля. А вообще, нам просто нужно снимать фильмы. Тогда и возможностей выиграть «Оскар» будет больше…