В рамках культурного обмена между Марселем и Санкт-Петербургом Театр Турски принял у себя фестиваль «Петербургский сезон» – собрание спектаклей, представляющих современные тенденции русской драмы. «Петербургский сезон» был создан по инициативе Виктора Менькова, который каждый год проводит этот фестиваль в одном из европейских городов. В этом году в качестве культурной столицы Европы был выбран Марсель. Фестиваль «Петербургский сезон» начался с гала-концерта в Марсельской опере. Затем на сцене Театра Турски прошли спектакли лучших театров Санкт-Петербурга.
Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, «Русская антреприза» им. Андрея Миронова, «Приют комедианта» и театр «Мастерская» представили спектакли «Дама с собачкой» и «Палата №6» Чехова, «Женитьба Бальзаминова» Островского и «Лир» – неожиданную интерпретацию пьесы Шекспира.
Мнения зрителей, конечно же, разделились. Кажется, что «Палата №6» собрала все голоса, «Дама с собачкой» и «Женитьба Бальзаминова» также были хорошо приняты. «Лир», напротив, будучи гвоздём программы фестиваля по своей провокационной дерзости, кажется, не оправдал надежд. Автор постановки Богомолов наполнил спектакль фразами Ницше и Шаламова с целью актуализировать смысл пьесы Шекспира, намекая на кровавую историю недавней России.
Мужские роли в этом спектакле были исполнены женщинами, женские – мужчинами. Лира сыграла известная актриса Роза Хайруллина. Выбор этого спектакля для закрытия фестиваля объясняется общественным резонансом, появившимся в России, где спектакль был номинирован на национальную театральную премию «Золотая маска». Однако фрагменты, включённые в спектакль, в любом случае вызывают много дискуссий.
Если драматургические составляющие и могли вызвать разногласия общественности, то присутствующий в каждом без исключения спектакле профессионализм актёров, выросших на «русской театральной школе» Станиславского, Любимова, Мейерхольда, – это, без сомнения, истинное искусство.
Театр Турски, которым Ришар Мартен руководит вот уже 43 года, занимает уникальное место не только в Марселе, но и во всей Франции.
Тем не менее он не пользуется чрезмерной благосклонностью органов государственной власти, и Ришар Мартен дважды вынужден был объявлять голодовку, чтобы не допустить прекращения субсидирования, столь необходимого для функционирования его театра. Однако было бы неправильно придавать слишком большое значение этим героическим эпизодам, потому что Театр Турски и его директор заслуживают другой оценки, не сопоставимой с этой поверхностной известностью.
Ришар Мартен создал театр как место для встреч, дискуссий, выставок. Еда и напитки предлагаются до и после каждого спектакля. Приём всегда тёплый и щедрый. В дополнение к своему театру Ришар Мартен также издаёт журнал «Лучники», по имени группы друзей, которая насчитывает несколько тысяч членов, распространившихся по всему миру. И он создал известный Институт театров Средиземноморья, где преподаватели делятся своими знаниями в различных областях культуры.
Недавно Театр Турски расширил свой репертуар, обзаведясь труппой кабаре.
Глубокие корни связывают Театр Турски и Россию. Уже более 20 лет Ришар Мартен организовывает на свои собственные средства театральный фестиваль, который стал неотъемлемой частью культурных отношений между Россией и Францией.
Было время, когда мечтой было создание Популярного Театра. Это была идея сначала Жана Вилара, позже Рожера Планшона. Ришар Мартен взял на себя задачу более сложную, чем его предшественники. Своим упорством и своей щедростью, своим гостеприимством и способностями творить он создал в Театре Турски такие культурные связи, которые давно уже отсутствуют в «продажном обществе, жаждущем зрелищ», как описал его Арманд Гатти.