Аргументы Недели. Петербург → Культура

Эдгард Запашный: Мы можем поцеловать в нос тигра или гепарда, а «зеленые» нет

, 23:33

Знаменитый дрессировщик, директор Большого московского государственного цирка Эдгард Запашный рассказал корреспонденту «АН-онлайн» о своем отношении к «зеленым», о том, почему пришлось расстаться с бенгальской тигрицей Бритни и уникальном цирковом шоу «Золотой орех».

- Вы на днях преподнесли ценный подарок Липецкому зоопарку - бенгальскую тигрицу. Почему решили с ней расстаться?

- Мне не стыдно признаться в том, что наша тигрица Бритни стала опасной, прежде всего для других животных, поэтому мы с братом приняли решение прекратить ее творческую работу. Ей всего пять лет, еще лет десять она смело могла бы работать на манеже. Однако она стала слишком агрессивной и порвала трех тигров, работающих в нашей труппе. Животные долго болели, но мы смогли их вылечить. После чего передо мной, как перед человеком, встал выбор: либо признать, что я работаю не совсем с адекватным животным, которое вбило себе в голову, что убивать это нормально, что все слабее ее, и у нее в самом прямом смысле включился хищник. Либо физически устранять все ее желания на очень жестоком уровне. А я не могу физически калечить свое животное - выбивать зубы, вырывать когти, у меня на это рука не поднимется. Но когда «зеленые» пишут, что в цирке результатов добиваются любыми способами, будто любое животное научится летать в руках дрессировщика, это все вранье.

- «Зеленые» очень жестко настроены в отношении дрессировщиков. На ваш взгляд, что ими движет, может любовь к нашим братьям меньшим?

-Расскажу в качестве примера одну трагическую историю, которая произошла две недели назад в одном американском зоопарке. Вот видите эту фотографию с мертвыми животными (Эдгард показал фотографию в своем телефоне, на ней были засняты мертвые тигры – прим «АН-онлайн»). А ведь директор зоопарка не единожды бил в колокол, говорил о том, что зоопарк разорился, просил помощи. Где были защитники животных, почему не одна организация не протянула руку помощи? Можно было бесплатно передать животных другим зоопаркам – тигров медведей, львов. В итоге человека довели до крайнего состояния, он просто открыл клетки животным и выпустил их на улицу, а сам застрелился. Вот я и спрашиваю, где были «зеленые», когда животные умирали от голода? Все это политика двойных стандартов. Зато когда у нас кто–то обидел обезьянку, крику было на целый год по всем каналам. А вот погибли 18 краснокнижных животных и тишина полнейшая, потому что смерть этих тигров на их совести. «Зеленые» могут себе могут позволить содержание ледокола, на котором штурмуют наши платформы, а спасти животных даже не попытались.

- Зато они упрекают работников цирка в жестоком обращении с животными.

- Говорить, можно все что угодно. Все эти процессы, к сожалению, могут привести к тому, что мы животных сможем увидеть только на фотографиях в интернете. А ведь тех же гепардов с каждым годом становиться меньше, значит не такая уж она и классная природа, просто мы ее не видим. Жизнь животных в диких условиях нельзя назвать сказочной и с каждым годом их популяции уменьшаются. Вот мы с вами сейчас разговариваем, вы берете у меня интервью. Мы не бегаем голые с копьями в поисках еды, и нас это устраивает. И при правильном воспитании животные начинают понимать, что да, есть некий объем работы, но дальше есть пожизненная забота о них, качественное питание, возможность размножения, достойная старость.

- На январские праздники продюсерский центр братьев Запашных привозит в Петербург цирковое шоу Дарьи Костюк «Золотой орех» Почему вы решили поддержать этот проект?

- Дело в том, что я не просто решил, а был обязан его поддержать как директор Большого московского цирка. Знаю, что у некоторых моих коллег были опасения, что возглавив цирк, братья Запашные начнут убирать коллективы, которые могут им составить конкуренцию и сделают все, чтобы ничего не напоминало о бывшем руководстве. У меня с Дашей Костюк ведущей артисткой Большого московского цирка, потомственной артисткой - ее папа много лет возглавлял этот цирк, а мама была главным режиссером, очень теплые отношения. Мы знакомы с юности. Даша очень талантлива, она переняла у родителей огромный опыт и несмотря на свой юный возраст поработала режиссером в цирке, поставила много спектаклей и один из них мы привезли в Санкт–Петербург. Я рад, что мы общаемся, находим общий язык. И даже если бы у нас были бы какие – то претензии друг к другу личного характера, я все равно прекрасно бы отдавал себе отчет, что ее коллектив на сегодняшний день один из лучших в мире, поэтому их нужно поддержать и дать возможность расти творчески. Да и потом не стоит зацикливаться на одних братьях Запашных. Моя задача как директора цирка создать и раскрыть другие имена.

- Согласитесь, что вам льстит, что не только в России, но и за ее пределами, знают братьев Запашных.

- Конечно, льстит, но в тоже время я самодостаточный человек и не вижу проблемы в том, чтобы появлялись другие люди. Вот вы например, с легкостью сможете перечислить наших ведущих артистов театра и кино – Машков, Меньшов, Безруков, Миронов… А артистов цирка которые на слуху можно пересчитать по пальцам одной руки и двое из них братья Запашные, Карина и Артур Багдасаровы, возможно, вспомните еще кого-то, но согласитесь, это ничтожно мало. Я отдаю отчет в том, что в свое время параллельно работали Дуровы, Филатовы, Кио, Куклачевы, Олег Попов, Никулин этих людей знала вся страна. Времена сменились, мы многое упустили, поэтому надо создавать новые имена. А братья Запашные никуда не исчезнут, не потеряются в чьей-то тени, и уж точно им не повредит хорошая конкуренция.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram