Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура

Золото минского Листопада

, 14:43

Город встречает гостей чистотой и порядком. Недоброжелатель увидит зачищенное пространство и проведёт параллели с политикой и всем остальном, что приходит россиянину сегодня на ум при слове «Белоруссия». А гостю-неофиту будет в радость пройтись по центральному вечернему проспекту Независимости (бывшей улице Ленина), поражающему любого своим, как отмечают с гордостью сами минчане «сталинским ампиром». Особенно хорош проспект вечерней порой, когда вся лепнина и сложные карнизы щедро подсвечены, несмотря на чувствующийся в стране режим экономии, ярким электрическим светом.

Минчане любят свой кинофестиваль и гордятся им. Особый кредит доверия организаторы получают последние несколько лет, которые ознаменовали поворот фестиваля от усиленного внимания только к кино России и стран СНГ. Нет, бывшие братья и сёстры по Советскому Союзу и бывшей Восточной Европе, всё так же широко представлены здесь, но получили оправу из лучших фильмов со всего мира, которые помогают не замыкаться в малом кругу, а пытаться увидеть тенденции года уходящего, лучше высветить, как те лампы под карнизами, достоинства и недостатки кинопродукции страны-хозяйки и самых её ближайших друзей. Всё познаётся в сравнении и хорошо, что именно такую возможность кинолюбителям и профессионалам предоставляют главный конкурс и состязание для начинающих «Молодость на марше?.

И тогда жестокость нервной словацкой ленты Миры Форнай «Мой пёс киллер» находит неожиданное отражение в казахских «Уроках гармонии»дебютанта Эмира Байгазина. Осмысление истории своей страны в 90-ые годы через частную историю семьи сближает сингапурский «Ило Ило»Энтони Чена с грузинской лентой «Долгие светлые дни»Наны Эквтимишвили и Симона Гросса (вполне заслуженный Главный приз в конкурсе «Молодость на марше»). Тихая ирония фильма «Географ глобус пропил»Александра Велединского про жизнь в российской провинции откликнется трагикомическим разворотом событий в «Детях священника»Винко Брешана, где болеющий сердцем за родную Хорватию молодой священник находит нетривиальные ходы, чтобы сдвинуть с места кривую рождаемости в заброшенном приходе на острове, затерявшемся в волнах Адриатики.

Нам бы такой живой взгляд на церковь, её место в обществе и её верных служителей. Пока такой свободный тон в кино про служителей культа может только во сне присниться на землях, бывшими советскими. Пока нас здесь только потчуют благообразными олеографическими открытками в стиле новейшего «Луки»Александра Пархоменко, снятого в копродукции Украиной и Белоруссией. Величие героя, а в основе фильма лежит реальная жизнь хирурга и священнослужителя Валентина Войно-Ясенецкого, давит словно мемориальная мраморная плита на плечи режиссёра. Режиссёр-то выжил, а вот фильм... Из него оказалось выдавленным дыхание жизни и он стал сейчас в 21 веке неким дальним внуком позднесталинского «Пирогова». Тогда, когда Сталин взял курс на уменьшение количества производимых фильмов, провозгласив девиз: «лучше меньше, да лучше». То есть делаем меньше, зато фильмы качественными будут. Кто не помнит, может открыть книги - всё это привело к краху советского послевоенного кинопроизводства и возникновению ряда скучнейших биографий. Там уж точно было невозможно ошибиться. Сценарист следовал за жизненной биографией избранных вождём героев.

В случае белорусского кинопроизводства все говорят об экономии средств и мировом кризисе. А что, если не слишком большой поток кинопроизводства в стране это и возможность ухода от сложных дискуссий и разрешения вопросов, какое же кино снимать сегодня в Белоруссии? Уж лучше вообще денег на кино не давать или так, малыми дозами, на высокодуховное. И выбор государства однозначен, поддержку и деньги получит или духоподъёмный «Лука», или письмо счастья из Белоруссии «Вот это любовь!»Это, конечно, не про святых, а совсем даже про грешных наших уже современников. Этот ромком был показан на фестивале на специальном показе. Сделан он был при участии выходцев из Комеди-клаба во главе с его резидентом Вадимом Галыгиным и уже как-то пролетел по экранам России в сентябре-октябре. Сюжет вполне себе забавный, и интересы Союзного государства соблюдены. Две юные москвички оказываются волею случая в Белоруссии. И Минск их приветил, подарил незабываемый вечер в местных казино (ну чем не реклама азартных игр и места их нахождения вблизи России, например, лишённой с некоторых пор таких пряных удовольствий). И белорусская глубинка их не обидела, оказалась добрее нашей российской. А в итоге - любовь и дружба разбитных москвичек и душевных белоруссов. Никаких идеологических проблем. Сплошные плюсы.

Фестиваль помог вспомнить иные времена, двадцатые годы, и другое белорусское кино. В специальном блоке с живой музыкой были показаны три немые картины, с которых зарождалось Белгоскино и соответственно национальная белорусская кинематография. С идеологией и тогда не всё просто было. И первым белорусским фильмом стала «Проститутка»(1926) Олега Фрелиха. Стеснялись оригинального названия и дали другое: «Убитая жизнью», - как напоминание о салонных драмах русского дореволюционного кино. И зритель тогда активно откликнулся и потянулся в темноту кинозалов, где его ждал сюрприз огромную часть картины занимала статистика, с диаграммами и анимацией, наглядно разъясняющая про жизнь падших женщин при царизме и при власти Советской. И что при народной власти все они рано или поздно ощутят прелесть жизни и вернутся к ней путём свободного труда.

Времена далёкие, а тематическое планирование сегодня, оказывается, кроится ещё по тем лекалам. Потому что основу тогдашнего темплана составляли фильмы про гражданскую войну, про восстания против панов и про всё то, что сегодня перекладывается на фильмы про Великую Отечественную войну.

Но никакой тематический план не смог тогда предусмотреть авангардный и ни на кого не похожий фильм про становление свободной Советской Беларуси «В огне рождённая»(1929) Владимира Корша. Ничем эта лента не уступает по монтажу ни Эйзенштейну, ни Вертову, а по поэтической силе самому Довженко. Но вот так сложилась история кино, что эту картину, снятую Белгоскино, несправедливо записали в эпигонские. А сегодня - большое открытие и краеугольный камень в фундамент заново создаваемой истории белорусского кино. Ещё бы вспомнить про 60-е и 70-е годы, когда фильмы, не отвечающие идеологическим схемам и канонам, резались, не выпускались и в лучшем случае клались на полку. Их бы вернуть Белоруссии и в мировой исторический оборот как фильм Корша.

Про эпоху давления и принуждения к одобряемому творчеству шестидесятых ярко рассказывает фильм «Параджанов»Сержа Аведикяна и Олены Фетисовой, объединивший усилия четырёх стран: Украины, Франции, Армении и Грузии. Фильм производит сильное впечатление, но совершенно далёк от жизнеописания святых. Свободно жил, творил, грешил. И именно из этого сплава родился тогда великий кинорежиссёр Параджанов.

Примером же свободного дыхания стал фильм «Прикосновение греха»Цзя Чжанкэ (Приз за режиссуру). Четыре истории из жизни современного Китая, четыре судьбы, Чжанкэ рассказывает про «там и далеко», а как будто про здесь и сейчас в России. Абсолютным же триумфатором фестиваля этого года стала польская лента «Ида»Павла Павликовского, забравшая четыре награды, в том числе и самую главную, «Золото Листопада». Павликовский уже более 15 лет снимает кино разное, есть у него и документальные картины. В частности, именно ему принадлежит, например, лучший фильм про Жириновского, снятый им для ВВС. В игровом кино он прославился фильмом «моё лето любви», который в Великобритании был признан лучшим фильм страны в нулевые годы.

С картиной «Ида», благодаря и тончайшему сценарию, написанному им в вместе с Ребеккой Линкевич, Павликовский словно совершает прорыв. По строгости повествования и стилистической отточенности изображения, по количеству смыслов, вмещаемых в казалось бы простую линеарную историю. Сквозь историю юной послушницы, готовящейся стать монахиней, ему удаётся показать, ни много, ни мало, конфликт между Новым и Ветхим заветом. Прежде, чем уйти уйти в монастырь, Ида должна навестить свою единственную родственницу Ванду. Путешествие становится дорогой познания. И открытия своих настоящих корней, открытия трагической истории своих родителей. 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram