Аргументы Недели → Культура

Москва нашла место для Музея кино

, 12:00

Министерству культуры и Константину Эрнсту, гендиректору Первого канала удалось уговорить основателя ныне бездомного Московского музея кино Наума Клеймана прописать свое детище на территории завода "Серп и молот".

Произошло это в Минкульте, на собрании экспертов, объединившихся в общественный совет по развитию музея, который согласился возглавить сам Эрнст.

История российского музея самого массового искусства печальна: сначала, еще в конце 1920-х он был создан на базе Государственной академии художественных наук, но уже в 1932-м академию упразднили, а вместе с ней под нож попал и музей. Самое массовое искусство, призванное, по мнению тогдашних властей агитировать за и пропагандировать коммунистические ценности, уже тогда пугало неблагонадежностью. Вместо музея в 1935 году в полусотни километров от Москвы в поселке Белые столбы был создан Госфильмфонд, где все фильмы аккуратно хранились на полках и только самые достойные допускались до встречи с публикой. Не особо благонадежные, но талантливые, дотошные зрители имели право посмотреть на спецсеансах в поселковом кинотеатре.

И только в 1992 году, когда президент Борис Ельцин разрешил всем брать свободы, сколько унесешь, Наум Клейман, киновед, историк кино, воссоздал музей, призванный познакомить страну с культурой, которая жила и развивалась в Советском Союзе, но для пропаганды и агитации не годилась. Справедливости ради отметим, что Музей, расположившийся в свежепостроенном Киноцентре на Красной Пресне, с одинаковым успехом знакомил граждан не только с национальными, но и мировыми шедеврами кинематографии, да еще и сопровождал показы лекциями специалистов. Мало этого, поскольку граждане страны уже в полной мере экипировались домашними видеомагнитофонами, при Музее работала кинотека – там можно было взять любой фильм на дом, а ежели какого не было – заказать в Госфильмфонде.

Однако владельцам киноцентра, среди которых нельзя не упомянуть нынешнего главного российского охранника авторских прав болванок Никиту Михалкова, стало не до популяризации кино – дохода музей не приносил, а здание ветшало. И Музей, получивший в 2001 году статус государственного, попросили покинуть помещение: ремонт, де. Вот уже десятилетие Музей существует бомжом, общественность негодует, передовая из уст в уста печальную весть: отец-основатель Музея Клейман уходит в связи с окончанием трудового договора с государством. Но в августе, вопреки печальным предсказаниям и благодаря неравнодушным киноманам договор этот власти продлили на год.

И вот теперь в Минкульте Эрнст, избранный председателем общественного совета по развитию еще не сгинувшего музея, рассказывая о его светлом будущем, объявил: "Наум Клейман станет президентом музея, будет руководить научным процессом, но нам нужен исполнительный директор, менеджер".

Последняя фраза была обращена к самому министру культуры Владимиру Мединскому и сопровождалась просьбой подыскать людей – эффективных менеджеров. "Кандидатуру подберем и представим на согласование", - пообещал министр и добавил, что сделает это до начала следующего года, когда будет готова и концепция развития музея.

Назвав встречу исторической, Эрнст обратился к Клейману, который десятилетие бьется с товарищами за спасение Музея: "Хотел бы поблагодарить вас за то, что Министерство культуры может заслушать концепцию развития Музея кино, мы об этом просили 20 лет".

Клейман начал свою речь с того, что объяснил собравшимся: у Музея должна быть собственная экспозиция и система кинозалов, а не только госбумажка о регистрации.

"Надеюсь, - добавил он, - что будет принято единственное правильное решение о строительстве нового здания Музея кино, надеюсь, не будет предпринята попытка влить новое вино в старые мехи".

Строительство, предупредил опытный Эрнст, может обернуться долгостроем. А "мы не можем лишать 16-летних людей общения с киношедеврами. Предлагаю из всех вариантов не самый гениальный, но на данный момент лучший - московский завод "Серп и молот"… Это здание для кино не чужое. Предлагаем сделать там музей до того момента, когда будет построено новое здание".

"Идея хорошая, - поддержал председателя член Совета, глава "Мосфильма" Карен Шахназаров, - Наум, соглашайся".

Киновед Кирилл Разлогов в поддержку предыдущих ораторов напомнил поговорку "Дают - бери, бьют - беги", после которой Клейману ничего не оставалось другого, кроме как согласится на предложенный вариант.

После этого удовлетворенный Совет договорился через две недели собраться на территории завода, чтобы еще раз обсуждать концепцию музея.

Металлургический завод "Серп и Молот" на Золоторожском Валу сейчас - закрытая территория, с которой собственно завод практически выведен, большая часть зданий пустует, оборудование демонтировано. Но на этой территории.

В сентябре власти объявили конкурс на разработку концепции развития территории завода: конкурсанты должны разработать архитектурно-градостроительную концепцию размещения многофункциональной комплексной застройки с объектами социального назначения.

Судя по срокам разработки и утверждения подобных концепций, например облагораживания территории бывшей гостиницы "Россия", назвать дату, когда Музей обретет не юридический, а физический адрес, вряд ли сможет и хорошая гадалка.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram