«Дама с камелиями» Александра Дюма стала сюжетом многочисленных театральных трагедий – страдания несчастной, брошенной возлюбленным не оставили сердца зрителей равнодушными. В реальности все было наоборот.
Героиня романа «Дама с камелиями», трагической истории оперы «Травиата» Маргарита Готье в жизни звалась Альфонсина Дюплесси, или попросту Мари Дюплесси (имя Альфонсина было взято в качестве псевдонима, чтобы заменить крестьянское Мари), стала культурным символом времени, иконой жертвенности, проходящей через страдания и унижения к святости и чистоте.
В жизни все было совсем не так, полагает американский историк и биограф Джули Каванах, написавшая о знаменитой куртизанке книгу «Девушка, которая любила камелии. Жизнь и легенда Мари Дюплесси». Она действительно стояла перед выбором – благородная нищета или счастье в бесчестии, и выбрала последнее.
До такой жизни Мари дошла, конечно, не беспричинно – выросшая в нищей семье, она была продана собственным отцом «развратному старцу», от которого сбежала в Париж, где открыла для себя жизнь богемы. Ей быстро удалось подняться по карьерной лестнице девиц легкого поведения благодаря незаурядной красоте и живому уму: она из гризетки (помощницы) поднялась до уровня содержанки, и войти в мир «полусвета». Тарифы повышались, и спустя какое-то время уже не клиенты ее выбирали, а она – клиентов. Есть свидетельства, что ее любимой фразой было: «Я вам не по карману».
В этот период она и зацепила молодого аристократа, но это не он ее бросил, а она его, причем жестоко и коварно - умудрившись женить на себе и взять его фамилию, красотка сбежала с его лучшим другом. В 23 года она умерла от туберкулеза, но при деньгах. Тем не менее, видимо эта тщедушная, по описаниям современников, девушка обладала незаурядным обаянием – недаром ее не смог забыть Александр Дюма-младший, сделавший своей героиней. А камелии действительно существовали: во-первых, с их помощью Мари прикрывала свою впалую грудь (недаром развился туберкулез), а во-вторых, давала сигналы любовникам: белый – «да», красный – «запрещено». Ее обожатели говорили, что она обладала чем-то, что современники называли «развратным целомудрием».