В последнее время скандалы, происходящие вокруг Большого театра, почти полностью вытеснили новости о балете и опере. Ещё неделю назад казалось, что такая ситуация продлится неопределённо долгое время. 16 октября в Мещанском суде столицы начался процесс по делу о нападении на художественного руководителя балета Большого Сергея Филина. Было понятно, что в ходе слушаний обвиняемые наверняка готовы сделать немало громких заявлений. Масла в огонь подлил и бывший премьер Николай Цискаридзе. Неожиданно для поклонников он отказался выступать с прощальными спектаклями на сцене ГАБТа.
Однако настоящее искусство в очередной раз помножило на ноль всю эту псевдотеатральную возню. 20 октября в Большом состоялась прямая трансляция великого балета Юрия Григоровича «Спартак». Его смогли увидеть зрители в сотнях кинотеатров, расположенных в десятках стран мира, а также пользователи Интернета.
Обстановка перед этим событием была весьма нервной. В околобалетной среде не утихали споры на грани фола по поводу выбранного состава для спектакля. Многим поклонникам восходящей звезды Ивана Васильева хотелось видеть 20 октября именно его в роли Спартака на главной сцене страны. Однако, по решению руководства, 24-летний артист танцевал днём ранее. В день трансляции в театре яблоку было негде упасть – публика забила ложи до предела. Ажиотаж царил неимоверный. Тем не менее корреспонденту «АН» удалось попасть в Большой.
Уже после первого акта стало ясно, что состав был выбран правильно. На сцене блистали Светлана Захарова (Эгина), Владислав Лантратов (Красс), Михаил Лобухин (Спартак) и Анна Никулина (Фригия). Зал без помощи театральной клаки непрерывно взрывался аплодисментами и овациями. Почти вся публика в тот вечер знала и понимала балет, легко откликалась на происходящее на сцене. В Большом это бывает не так уж и часто. Звучит невероятно, но обычно зрительный зал главной сцены страны в основном заполнен «тяжёлыми» зрителями – туристами, попавшими в театр первый раз. Иногда дело доходит до смешного. Очевидцы рассказывают, что кое-кто, придя на балет, даже ищет глазами на сцене будку суфлёра, который, по их мнению, непременно должен быть в любом театре.
Но в минувшее воскресенье был другой перекос. Казалось, что ещё немного – и какая-нибудь любительница балета в экстазе выпадет из ложи. Бывали же случаи, когда на верхних ярусах фанатки в возрасте забирались с ногами на высокие «барные» стулья – так лучше видно. Тем более в этот раз посмотреть действительно было на что.
От дуэта С. Захаровой и В. Лантратова глаз было не оторвать. Казалось, танцевали не артисты, а идеальные люди. Не было заметно никаких видимых усилий. Им удавалось всё: и сольные партии, и высокие прыжки, и статичные позы. В третьем акте в момент, когда Лантратов-Красс, просто стоя на сцене, в знак благодарности обнял за плечи Захарову-Эгину, захотелось остановить время. Наверняка настоящие римляне не были столь красивы, как эта пара. Феноменальный успех.
Сильное впечатление на зрителей и специалистов произвёл и Михаил Лобухин. Удивительно, но в последнее время это имя было совершенно не на слуху (минус пиар-отделу Большого). Между тем артист обладает выдающимися внешними данными для роли Спартака: великолепная фигура, мощный рельефный торс и спина. Классика Большого. Прыжки его казались очень мощными и высокими. Впрочем, фанаты И. Васильева уверены, что «наш Ваня» прыгает выше всех. Наверняка это так. Но М. Лобухин показал ещё и большой драматический талант. Он был совершенно естественен в роли и нисколько не переигрывал, как это иногда случается у танцовщиков.
Во всей красе предстал и кордебалет Большого. Вряд ли какая-то труппа в мире способна соперничать с ним. От аплодисментов после спектакля можно было оглохнуть. Многоминутные овации не успокоили публику, и, несмотря на закрытый занавес, артистов вызывали на поклоны ещё пять раз. Уже после балета пришли известия из-за границы. В Париже кинотеатр был забит восторженными знатоками классических танцев. И даже в Лондоне, где балет «Спартак» традиционно не очень любят и несправедливо считают пережитком СССР, многие изменили своё мнение. Словом, подарок ко дню рождения Сергея Филина (27 октября ему исполнится 43 года) получился отменный.
Но так уж устроен театр, что любая бочка мёда не обходится без ложки другой субстанции. Через некоторое время после мирового триумфа «Спартака» Николай Цискаридзе отказался от трёх прощальных выступлений. Разговоры об этом стали ходить более недели назад, но многие поклонники отказывались в это верить. Ещё бы – люди, уверенные, что достигнута «железная» договорённость о его бенефисах, потратили даже по мировым меркам огромные деньги. Кое-кто раскошелился на несколько билетов по 12–18 тыс. рублей. И вот такой итог. Остаётся только по старой русской традиции искать ответ на вопрос «кто виноват?» и надеяться, что народный артист передумает.
Впрочем, много и других вопросов, касающихся театра. Кто виноват в таких ценах на билеты, почему никак не удаётся побороть спекулянтов, за какие «плюшки» ведётся непрерывная подковёрная чиновничья война вокруг театра? «АН» надеются найти ответы в ближайших номерах.