1 октября Борис КОНСТАНТИНОВ стал главным режиссёром Театра кукол им. С.В. Образцова. Он ставил спектакли в театрах кукол Петербурга, Москвы, Вологды, Краснодара, Кирова, на Сахалине, в Литве, Ливане, Германии. Три постановки получили в разное время «Золотую маску». С прославленным Театром Образцова Борис Анатольевич сотрудничает с 2008 года, когда впервые поставил здесь спектакль «Дюймовочка» по сказкам Андерсена.
С 6 октября в ГАЦТК им. С.В. Образцова проходит VII Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова, открывшийся новым спектаклем «Некто Нос»
- Борис Анатольевич, вы сами не раз участвовали в Международном фестивале театров кукол имени С.В. Образцова. С какими спектаклями выступали на этой легендарной площадке?
– Три раза мне посчастливилось быть участником этого фестиваля. Впервые – со спектаклем «Ленинградка» (реж. А. Шишов, Д. Шадрин и Б. Константинов, худ. В. Антонов). Это притча о страшном времени блокады Ленинграда. Спектакль собран из воспоминаний детей войны. Главная героиня – маленькая девочка, пережившая ужасы войны. Прототип её – девочка, всю блокаду просидевшая в шкафу. Образом спектакля стали огромные глаза ребёнка, лицо которого замотано платком. Так как мы кукольники-сказочники, то и язык повествования выбрали сказочный. Коль сказка, появились ирреальные персонажи – Голод и Холод – два страшных существа, рождённые войной, Домовой, Говорящая Крыса…
Второй спектакль – «По ту сторону Гоголя» (совместная постановка Сахалинского театра кукол и творческого объединения КультПроект). Драматургия спектакля соткана из писем и воспоминаний Николая Васильевича. Потом была премьера «Снеговика» Театра Образцова в рамках фестиваля – камерной истории Андерсена о Снеговике, неосмотрительно полюбившем Печку.
В этом году зрители Международного фестиваля театров кукол имени Сергея Образцоваувидят ещё один спектакль «По дороге к солнцу» (26 октября в 14.00 и в 18.00. – Прим. авт.). Это история о бродячем цирке, рассказанная под стук колёс ночного поезда. Но путешествие здесь – лишь иллюзия, только отражение воспоминаний уличного музыканта. Спектакль для детей от 9 до 99 лет.
– А как вам понравился спектакль «Некто Нос» в постановке француза Эрика де Сарриа, открывший VII Международный фестиваль имени Сергея Образцова?
– Мне было интересно наблюдать, как французский режиссёр адаптирует Гоголя. «Нос» – произведение трудное, его редко кто берётся ставить. Непрямолинейное решение сюжета мне кажется очень интересным. И во время репетиций Эриком де Сарриа была проведена огромная работа с актёрами. Актёры, работая с ним, в широком смысле образовываются. Он многое им даёт: возможность сочинять, творческую свободу, умение разминать тело, раскачивать нутро. Для меня это очень ценно, потому что Эрик – прекраснейший педагог и настоящий, прирождённый кукольник.
– А как вас занесло в кукольники, ведь вы сначала учились на курсе «режиссёр драмы»?
– Как и все, в детстве я видел по телевизору «Необыкновенный концерт», знаменитый спектакль Театра Сергея Образцова. И он мне запомнился. Я и подумать не мог, что спустя годы посмотрю его с другой стороны ширмы. Я смотрел и поражался, как слаженно играет Его Величество Ансамбль. Вроде бы одна кукла стоит на ширме, а сколько вокруг энергии, людей, и все работают как единый живой отлаженный механизм!..
Однако я не собирался быть кукольником, поступил в институт и стал режиссёром драмы. Когда волею судеб оказался в театре кукол и стал ставить в нём спектакли, понял, что это особый вид искусства. Гораздо сложнее и тоньше, чем мне казалось. И чтобы ставить спектакли в театре кукол, нужны особые знания. За ними я пошёл в Театральную академию Санкт-Петербурга (СПбГАТИ).
– Интересно, вы сами принимаете участие в процессе создания кукол?
– Конечно! Считаю, что каждый человек, называющий себя кукольником, должен уметь создавать куклу своими руками. Для меня кукольный театр – это театр художника, это прежде всего визуальное искусство. И если режиссёр и художник смотрят в одну сторону, видят и чувствуют одинаково, тогда и случаются творческие удачи. Я впускаю художника в свой процесс, за что имею право входить и на его кухню. В таком ключе стараюсь работать со всеми художниками. Вот и сейчас с Евгенией Шахотько мы сочиняем сказку-сон «Все другие и собака». Это спектакль для всей семьи по стихам Вадима Левина и Ренаты Мухи, премьера которого назначена на декабрь.
– Борис Анатольевич, с какими планами вы пришли в этот знаменитый театр, что собираетесь поменять?
– Это театр с великими традициями, с мощным наследием Сергея Образцова. И это не просто слова, для меня это знак качества, и именно это важно и нужно сохранить. А старое снести и новое построить – такой цели у меня нет.
Проблемы есть в каждом театре, но их можно решить. Я вижу решение в соединении опыта и молодости, энергии, энтузиазма. Театр кукол загнан на периферию зрительского внимания, и основная задача – возродить интерес к нашему виду искусства.