Гергиев – человек глобальных масштабов. Не успел открыть вторую сцену «Мариинки» - взялся за еще более серьезный проект, Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте России.
По замыслу маэстро, в «художественный комбинат» должны войти Консерватория им. Римского-Корсакова, Академия русского балета имени Вагановой и Российский институт истории искусств.
Еще в августе Валерий Абисалович попросил президента создать Национальный центр искусств. По мнению худрука Мариинского театра, он стал бы «не только продолжателем исторических традиций Дирекции Императорских театров, но и эффективным центром инноваций в российском искусстве». А сегодня в Минкульте выносят экспертную оценку гергиевской идее.
Сторонники слияния бьют по самому больному. Основные аргументы «за» - это необходимость улучшения подготовки кадров, кризис образования, «хромающее» финансирование. Ну, и восстановление исторических традиций, наконец. Но что-то ни одно из учреждений не спешит становиться шестеренкой в большом «мариинском» механизме.
- Гергиевым движет неуемная жажда власти. Если нужно улучшить работу Академии Русского балета, консерватории, значит, этим надо заниматься. Как может человек руководить такой махиной, когда он руководит двумя театрами, концертным залом, находится за рубежом, так как у него договоры с театрами Европы? – заявил профессор Академии русского балета Адоль Хамзин.
И в самом деле, в общем Гергиев бывает в Петербурге в лучшем случае два месяца в год. А раз так, то придется искать достойных заместителей. То есть снова впадать в бюрократические крайности.
В консерватории бояться, что такой союз уничтожит как само учреждение, так и традиции отечественного музыкального образования вообще. А сотрудники Российского института истории искусств уверяют, что эта неудачная инициатива – политические проделки Министерства культуры.
«Вагановка» вообще объявила себя заведением самодостаточным, и не без оснований.
- Для чего переделывать существующую систему? – спрашивает профессор академии Марина Васильева. - Не нужно нам мешать: мы самодостаточны. Каждому нужно заниматься своим делом.
Кроме того, объединение на базе Мариинки откажется от более-менее прозрачной процедуры госзакупок, сольет бюджеты. Проще говоря, деньги потекут рекой, да неизвестно, куда.
- Реального содержания пока нет, обсуждается пока желание. В бумагах нет обоснования объединения, - насторожилась экс-директор Зубовского института истории и искусств Татьяна Клявина. - Есть некие силы, которые это все делают, эти люди пока не выходят из тени.