Закончился 70-й Международный кинофестиваль в Венеции и почему-то у моих коллег-кинокритиков, недовольных распределением призов, вызвал массу вопросов. Никак им не взять в толк, что отбор фильмов на фестивали – это политика и распределение призов на фестивалях – тоже политика. И даже назначение председателя жюри (недаром эту новость фестивали сообщают ещё до того, как стала известна конкурсная программа) – это политика. Чего, короче, удивляться, если председатель жюри Венеции-70 – Бернардо Бертолуччи.
Последний из могикан – создателей великого итальянского кино (Антониони, Феллини, Пазолини) – Бертолуччи уже испустил дух как режиссёр, но как общественный деятель всё более и более наращивает свои медийные мускулы. Понятно, что конкурсная программа фестиваля, довольно средняя в художественном плане, не могла вызвать у него никакого энтузиазма. Поэтому игровое художественное кино было обречено. Остались японская анимация и итальянская документалистика, включённые в конкурс.
Разумеется, сработал патриотизм. И победил фильм Джанфранко Рози «Святая ГРА» (типа «Святая МКАД»), в котором подсматривается жизнь людишек, живущих вдоль известной римской магистрали. Это богачи и бедняки, ботаники и фрики, здоровяки и слабаки. Режиссёра интересует, влияет ли место, где живёт человек, на склад его характера и рисунок его личности. Так что это своеобразная человеческая морфология, которая, безусловно, имеет право на существование. Но на «Золотого Льва»? Не знаю. Возможно, произошла лёгкая декапитализация приза. Но есть могущество инерции, и фестиваль может «ошибаться» ещё 70 раз, прежде чем мировая кинообщественность получит право сомневаться в его великолепии. Но мои коллеги (видимо, бывшие комсомольские работники), устраивают судилище уже здесь и сейчас. Если фестиваль узнает их мнение, то думаю, просто пожмёт плечами.
Если финал фестиваля вызвал упрёки, подчас глупые, то его пролог был безупречен. Ведь на открытии был показан фильм Альфонсо Куарона «Гравитация», в котором снялись Сандра Буллок и Джордж Клуни (в роли второго плана) и который просто сносит крышу своим визуальным богатством в режиме 3D (этот режим, кстати, надёжная гарантия от воровства в сетях, потому что Интернет ещё не освоил могущество зрелищных возможностей мейджеров и даёт картинку-промокашку).
Сандра Буллок в к/ф «Гравитация»
В фильме действие начинается в открытом космосе, где герои Сандры и Джорджа что-то ремонтируют. Но вот незадача – прямо на американскую станцию несётся поток советского космического мусора и расфуфыривает станцию по полное «не балуйся!». А у Буллок в скафандре ограниченное количество кислорода. А Джорджа вообще куда-то занесло, откуда нет возврата. Сказочник Куарон больше занят героиней Сандры – она должна выкарабкаться любой ценой! И вот центр в Хьюстоне сообщает ей координаты орбиты русского «Союза», оставленного обитателями много лет назад, но содержащего кислород. Сандра отправляется к «Союзу». Она пытается открыть дверь капсулы, но космический ветер сносит её. Она пытается ещё и ещё. И вот она внутри, когда кислород в её скафандре уже на нуле.
Что дальше? Дальше надо как-то изу-чить русские инструкции, чтобы воспользоваться летательным аппаратом. И она изучает их. А потом, когда космический мусор настигнет и русский «Союз», рядом окажется спасительная китайская станция. Так что Сандра освоит и китайские инструкции, найдя путь к спасению. Скажете: клюква? Отвечу: да, а почему нет, если она такая вкусная. Кстати, почти весь фильм является анимацией самой высокой пробы, куда потом «вклеивают» лица героев. А героиня Сандры к тому же достаточно убедительно борется не только с внешними обстоятельствами, но и с отчаянием и неверием в собственные силы. Ведь она фактически оказывается «на том свете», откуда нет возврата. Но, оказывается, для человека, который верит в себя, всё возможно. Очень оптимистический фильм!
В любом случае заполучить звёздный состав «Гравитации» на красную дорожку дорогого стоит. Слетелись мировая кинопресса и глянцевые журналюги. Радовались обыватели. Посмотрим, чем порадует тех и других кинофестиваль в Риме, который решил быть конкурентом венецианскому. Фестивали, где есть мировые премьеры маститых художников или дебюты, в которые вложено репутационное могущество фестивалей класса «люкс», не будут оставлены нашим журналистским попечением. Так что, дорогие читатели, вы всегда будете в курсе главного.