Дмитрия АСТРАХАНА называют самым народным режиссёром России. И это неудивительно: его фильмы «Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Перекрёсток» сотни раз крутили по ТВ, и они приносили высокие рейтинги телевизионным каналам. Казалось, всё предсказуемо, но Астрахан вдруг снял фильм «Деточки», который теперь боится показать начальство всех телеканалов. По сюжету детдомовцы днём ищут в Интернете новости о продажных судьях, бесчестных врачах и депутатах, а ночью надевают на голову чёрные капюшоны и вершат правосудие...
- Дмитрий, премьера фильма «Деточки» состоялась весной. Как обстоят дела с прокатом? Когда фильм покажут по ТВ?
– Фильм «Деточки» получил небольшой прокат. В Москве его показал «Художественный», и сейчас он продолжает идти в некоторых кинотеатрах России. Фильм получился сложный, злободневный, чем и вызвал всевозможные споры у прокатчиков. Поступили по принципу: как бы чего не вышло. Самоцензура, как известно, иногда есть больше, чем цензура. В итоге – «Деточки» оказались в Интернете, где получили огромный резонанс. У фильма масса положительных отзывов! Надеюсь, что картину со временем покажут на ТВ.
– Вас, как режиссёра, не удручает, что фильм в Интернете?
– Конечно, я был бы рад, если бы мой фильм шёл по центральному телеканалу. Но будем довольствоваться хотя бы тем, что он не лежит на полке.
– В одном из интервью вы сказали, что «Деточек» нужно показывать в полиции и прокуратуре. Для устрашения?
– Когда правоохранительные органы не выполняют свои функции, то рано или поздно найдётся тот, кто это выполнит за них. Это неправильно, ужасно, это приводит к разного рода аномалиям. Страх, что это может быть, и подтолкнул нас со сценаристом Олегом Даниловым снять такой фильм. «Деточки» – фантазия на то, что может случиться, такая метафора времени.
– В фильме ставятся вечные вопросы: можно ли убивать во благо? Если «не убий» – то что делать, если не работает судебная система? Как вы для себя ответили на эти вопросы?
– В последних кадрах фильма на защиту «деточек» приходит огромное количество детей, которые достают ножи. Это не разделение этой позиции, а желание вызвать у зрителей чувство ужаса. Убийство – вещь ужасающая. Не дай бог каждому из нас оказаться перед этим выбором!
– Значит ли это, что ваш фильм – это протест против того, что сегодня творится в нашей стране?
– Наш фильм – это призыв ко всем взрослым, чтобы они поняли, какая на них лежит ответственность. То, что зрители так бурно реагируют на возмездие и поддерживают наших героев, говорит о том, что в людях живёт чувство несправедливой обиженности. Они не верят, что закон действует, что он карает виновного и защищает невиновного вне зависимости от рангов, денег и связей. «Деточки» – это фильм-предостережение. Мы делали его с желанием, чтобы наша жизнь стала лучше и ничего подобного в нашей стране не случилось.
– Артистам, которые играли продажных следователей, вы говорили, что зрители должны почувствовать, что этим людям самим противно то, чем они занимаются...
– Я верю в человека и верю, что чувство стыда у людей существует. Человек, который не испытывает угрызений совести, – уже не человек. Вот отец, который хочет изнасиловать собственную дочь, – он человек или нет?! Мы судим его как человека. А он вообще человек?! Жуткий вопрос. Или врач, который отказался делать операцию, потому что ждал взятку? В результате чего умер ребёнок. Он вообще человек?! Особый талант драматурга – увидеть нерв нашего времени. Олег Данилов прекрасно этим владеет.
– У вас шестеро детей. Кто из них посмотрел фильм «Деточки»?
– Все шестеро. Дети были под большим впечатлением от картины. Старшему сыну Паше, ему 20 лет, фильм очень понравился.
– У фильма «Деточки» возрастной ценз «18+». А он вообще нужен?
– Для своих детей я возрастной ценз не устанавливал, потому что могу с ними поговорить и обсудить увиденное. О том, что нельзя быть равнодушным в жизни, что нельзя проходить мимо зла. А то, что нельзя вершить самосуд, мои дети, как это ни странно, поняли сами. А вообще возрастной ценз нужен. Как говорится, на всякий случай. Не всегда рядом с ребёнком есть взрослый, который сможет с ним всё обсудить.
– Недавно в петербургском ТЮЗе вы поставили спектакль «Доходное место» по Островскому и объявили, что это спектакль о коррупции...
– Это первая пьеса, в которой Островский показал, что коррупция стала бытовым явлением, а взятка – нормой жизни. Характеры героев в «Доходном месте» так интересно выписаны, что позволяют делать современную трактовку. Со времени написания пьесы прошло полтора века, но ничего не поменялось. Депутаты и чиновники приобретают недвижимость по стоимости, в сотни раз превышающей их совокупную зарплату за десять лет, и это ни у кого не вызывает особого возмущения. А к человеку, борющемуся с коррупцией, относятся с чувством жалости и лёгкой насмешки. Всё в пьесе Александра Николаевича поразительно напоминает сегодняшний день.
– Если коррупция вечна, неистребима, то стоит ли против неё бороться?
– Думаю, что стоит. Коррупция есть во всех странах. Вопрос в количестве и масштабе. Вот в Германии и Швейцарии люди гордятся, что у них полицейские не берут взятки! В пьесе Островского Жадов говорит Полине: «Во все времена были люди, которые идут наперекор устаревшим общественным привычкам и условиям... Борьба трудна и часто пагубна; но тем больше славы для избранных: на них благословение потомства; без них ложь, зло, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный…»