Завершена реставрация 31 веера – значительной части уникальной коллекции из собрания ГМЗ «Царское Село». Эти и другие предметы войдут в состав выставки вееров, которая откроется в декабре 2013 года в Екатерининском дворце.
Наибольшую ценность в царскосельской коллекции вееров представляют произведения XVIII столетия, интересны также предметы XIX века – прежде всего французского производства. Сложную работу выполнили мастера московской компании «Феномен» – коллектив художников-реставраторов под руководством Натальи Синицыной.
По словам хранителя коллекции, старшего научного сотрудника ГМЗ «Царское Село» Елены Калугиной всем веерам мастера придали экспозиционный вид. Кроме того, некоторые произведения веерного искусства в буквальном смысле слова обрели новую жизнь.
«Веера отличаются многообразием форм, конструкций и декоративной отделки, поэтому их реставрация требует знаний особенностей различных материалов, приемов работы со старыми тканями, бумагой, костью, а также владения техниками резьбы, полировки, золочения, вышивки, миниатюрной росписи», - объясняет Елена Калугина.
Так, например, складной веер c экраном из шелка и шелкового газа, украшенный металлическими пайетками, с остовом из рога, с инкрустацией в технике пике, изготовленный в парижских мастерских в 1880–1890-х годах, великолепно реставрировала реставратор Олеся Попова. Чрезвычайно сложную реставрацию веера с бумажным экраном, сочетающего живопись, кость и ткань, украшенного многофигурными композициями со сценками из китайской жизни, с пластинами из дерева, покрытыми двусторонней орнаментальной росписью цветным лаком, безупречно выполнила Алевтина Шулинина. Реставратор высшей категории Лариса Гетьман с виртуозным мастерством реставрировала несколько предметов русской работы, в том числе – веера с экраном белого кружева, остовом из перламутра, украшенного монограммой МФ под короной. Высокое искусство она продемонстрировала при воссоздании крупного фрагмента лицевой пластины ажурного костяного веера: только цвет отличает новую деталь от оригинальных пластин.
Отметим, что по каждому вееру в лаборатории технологической экспертизы были составлены заключения на основе технико-технологических исследований, позволившие уточнить материалы, химический состав отдельных компонентов, определить точную дату создания веера и сделать предположения о месте его производства. Для отдельных предметов коллекции были проведены комплексные микробиологическое и микологические исследования для разработки мер по защите произведений веерного искусства.
Напомним, что в 2011 году уже были отреставрированы 18 вееров из собрания музея-заповедника.