Фильм «Географ глобус пропил» стал триумфатором этого лета, завоевав четыре приза на «Кинотавре» и два на недавнем Одесском международном кинофестивале – Гран-при и приз зрительских симпатий. До этого были «Страна глухих», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Любовник», «Тиски», «Стиляги» и множество других заметных картин. Валерий ТОДОРОВСКИЙ успешен и как сценарист, и как режиссёр, и как продюсер. Он – достойный преемник своего отца, великого режиссёра Петра Тодоровского, ушедшего из жизни в мае этого года.
- Валерий, вы мечтали снять фильм о стилягах и холере в Одессе. «Стиляги» вышли, а где же «холера»?
– Про холеру – пока руки не дошли. Мне было восемь лет, но я хорошо помню, как в 1970 году Одессу закрыли – ни въехать, ни выехать. На этом фоне разыгрывались драмы: люди не могли встретиться. Отрезанная от мира Одесса зажила бурной хулиганской жизнью.
– Вы родились в Одессе и всегда получаете награды на Одесском кинофестивале...
– Мама чуть не родила меня прямо на Одесской киностудии. Во время показа фильма «Психо...» у неё начались схватки. Я люблю свой город. На самом первом Одесском кинофестивале стал призёром фильм «Детям до 16...», который я продюсировал. Сейчас в Одессе запущена моя новая картина «Весёлые ребята».
– Ремейк на знаменитую комедию 1934 года?
– Пока не готов обсуждать. Только скажу, что Костю Потехина (роль Леонида Утёсова) сыграет музыкант Иван Дорн.
– Не жалеете, что не сняли «Географ глобус пропил» как режиссёр?
– Я давно хотел экранизировать одноимённый роман Алексея Иванова в качестве режиссёра, но потом как-то внутренне перегорел и предложил Александру Велединскому. И он справился блестяще. Сам же выступил продюсером. Так что не вижу поводов для сожалений.
– Вашего «Географа» невольно сравнивают с фильмами «Полёты во сне и наяву», «Отпуск в сентябре», «Осенний марафон» и даже – «Красота по-американски»...
– Я воспитан на этих фильмах. И учитель географии из Перми Виктор Служкин тоже смотрел эти фильмы, ведь он наш современник. Действие романа 1995 года мы перенесли в наши дни. Мне кажется, Константин Хабенский справился с ролью не хуже, чем Олег Янковский («Полёты во сне и наяву». – Авт.) или Олег Даль («Отпуск в сентябре». – Авт.). Кстати, Костя играл Зилова в спектакле «Утиная охота». В «Красоте по-американски» Лестер, герой Кевина Спейси, – абсолютно типичный, такого можно встретить хоть в Перми, хоть в Бостоне.
– А кто написал замечательную песню «Его же посадят за мёртвых детей»?
– Сами школьники-актёры и написали, и песню, и рэп, который Костя Хабенский и Андрей Прутков (по роли – Градусов) читают в электричке. Виктора Цоя петь слишком дорого – решили сами сочинять.
– Герои фильма активно используют ненормативную лексику, против которой рьяно выступает комитет Госдумы по культуре.
– Плохо. Всё больше пахнет цензурой. Это касается не только мата. Я чувствую плохой тренд, нас всё больше пытаются загнать в рамки. То, чем я занимаюсь, предполагает свободу выражения. У меня никогда не было желания просто так материться и раздевать актрис догола. Но я не люблю, когда начинают на меня давить.
– В этом году вы успели снять сериал. Насколько я понимаю, для вас это дебют?
– Да, для меня это первый опыт сериального производства в качестве режиссёра. Сериал «Оттепель» сдан Константину Эрнсту, его можно будет увидеть осенью на Первом канале. 12 серий за четыре месяца – это нереально. Пришлось полностью отключить мозг от всего лишнего. Состояние полутрупа, но с ощущением, что выполнил «миссию».
– Снимая «Оттепель», пришлось давить на себя?
– Я снимал сериал абсолютно свободным человеком. Когда запускал его, те законы ещё не вышли, они появились в процессе. Этот фильм – про моих родителей, про поколение 60-х, про любовь, главный герой там – кинооператор.
Я как-то спросил Мэттью Уэйнера, создателя величайшего в мире сериала «Безумцы»: «Как тебе удалось сделать такой умопомрачительный проект?» Он ответил: «Я снимал про то, что знаю с детства. Мой папа – рекламщик, и я показал знакомый мне образ жизни». И я решил снимать про киношников. В сериале заняты: Михаил Ефремов, Евгений Цыганов, Анна Чиповская, Павел Деревянко и другие.
– У вас есть табу в искусстве?
– Я не хотел бы видеть в кино разжигание национальной ненависти, это вызывает у меня острый протест. Пусть лучше все герои ругаются матом, пьют, занимаются сексом, но при этом любят друг друга, призывают к любви и терпимости, а не к насилию и ненависти. Фильм «Географ глобус пропил» – про неудачника, который живёт не очень правильную жизнь: пьёт, изменяет жене, но при этом – не совершает подлости, не врёт, не ворует, не пользуется чувствами влюблённой девочки, не уничтожает и не давит людей вокруг, а наоборот – помогает людям чувствовать себя свободными, в частности, этим подросткам, которые его сдают. Служкин – не святой, но что-то я мало вижу святых вокруг себя, особенно над собой. Фильм «Географ глобус пропил» в каком-то смысле выражает мою жизненную позицию.