Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 27(369) от 18.07.2013

Фильм – это образ, а не документ

, 21:15

Николай ЛЕБЕДЕВ снял всего 9 фильмов, но его имя уже давно известно в киношной среде. И если «Змеиный источник» вызвал неоднозначную реакцию, то фильм «Звезда» прочно встал в один ряд с классическими лентами о Великой Отечественной и принёс молодому режиссёру Государственную премию. В этом году о Николае снова заговорили. Его фильм «Легенда №17», едва выйдя в отечественный прокат, стал лидером. Казалось, можно почивать на лаврах, но Лебедев уже приступил к работе над фильмом-катастрофой.

- Николай, как так получилось, что лет 15 назад Никита Михалков на съезде кинематографистов демонстрировал отрывки из вашего фильма «Змеиный источник» как пример падения кинематографа, а теперь вы работаете в его студии?

–Это диалектика. Как-то Никита Сергеевич мне сказал: «Я искренне тебя критиковал, но у тебя всё хорошо складывается. Ты на меня не обижайся». Конечно, я очень переживал, когда такой крупный мастер, фильмы которого являются моей личной школой, моим личным багажом, не принимает мои работы... Но прошло время, мы стали общаться, и у нас изменились отношения. Кстати, моя предыдущая картина «Фонограмма страсти» Михалкову понравилась.

– Насколько сильно Михалков, как продюсер, вмешивался в съёмочный процесс фильма «Легенда №17»?

–Когда мы встретились, то он мне сказал: «Лебедев, есть проект. Давай берись!» Мы стали обсуждать актёрский ансамбль. Никита Сергеевич представлял в воображении других исполнителей, но он мне сказал: «Ты – режиссёр, я тебя в любом случае поддержу». В период съёмок он лишь однажды позвонил мне на площадку и сказал, что ему нравится и Данила Козловский и то, как развивается картина. Затем после просмотра готового материала Михалков внёс определённые монтажные идеи, которые, на мой взгляд, обогатили картину. У нас не было конфликтов. Как говорится, режиссёр режиссёра всегда поймёт.

– Но Олега Меньшикова, как своего друга, наверняка Никита Михалков позвал сниматься?

–Нет. Идея принадлежала Леониду Верещагину (одному из продюсеров фильма), который водил меня в монтажную и показывал фрагменты «Утомлённых солнцем – 2». Я понимал, что Меньшиков меняется, но убедило меня не это. Убедила встреча с Олегом, когда он начал читать сценарий. Во время съёмок мы с ним очень подружились, продолжаем общаться, он приглашает меня на свои спектакли. Олег всё делает с первого дубля и очень не любит повторений.

– Некоторые говорят, что «Легенда №17» – это госзаказ...

–Я читал, что меня в Кремль вызывали чуть ли не каждую неделю! Мол, я отчитывался о том, как идут съёмки, или получал задание. Люди любят придумывать всякие глупости. Я просто снимал историю, которая меня волновала до дрожи, до слёз, если хотите. Если бы картина провалилась, то никому бы в голову не пришло говорить о госзаказах и прочем.

– А кто вас консультировал в хоккее? Болельщики со стажем недовольны, говорят, что много ляпов...

–Вопрос в том, с каким настроением ты смотришь картину. Если ищешь ошибки, то ты их всегда найдёшь. Когда я снял фильм «Звезда», меня обвинили в том, что у разведчиков никогда не было таких маскхалатов. А нам их шили по специальным выкройкам тех лет, даже ткань заказывали такую же. Кинематограф, на мой взгляд, – искусство вообще очень условное – ничуть не менее условное, чем, скажем, балет или архитектура, – и зритель должен быть к этому готов. Фильм – это образ, а не документ. Если говорить о «Легенде №17», то внешним воссозданием деталей мы занимались очень тщательно. Если бы на Харламове был шлем со стеклянной защитой, то я бы мог понять претензии. А когда меня обвиняют в том, что патлатые канадцы играют без шлемов или жуют жвачку... Посмотрите видеозапись реального матча, что вы мне голову морочите!

– Что бы ни говорили, но фильм получился патриотический...

– Я почувствовал себя патриотом, когда мне стало стыдно за то, что мы такие несовершенные. Это было в США. Америка потрясла меня не небоскрёбами и технологиями, а дружелюбными лицами, улыбками на улице, прохожими, которые с тобой здороваются. Они не бросают окурки на улице, не курят в лицо собеседнику... В тот момент я подумал: «Господи, ну мы же можем тоже жить по-человечески, почему же мы себя так не уважаем?!»

– Что для этого нужно сделать, на ваш взгляд?

–Для начала – не плевать на улице, не бить стёкла и не мочиться в лифте! Перестать хамить, начать улыбаться друг другу, здороваться в подъезде. И делать своё дело честно: хорошо строить мост, правильно класть асфальт на улице, а не каждый год его переделывать. Мне кажется, что нужно менять собственное сознание.

– Сейчас вы работаете над фильмом-катастрофой...

–Это будет авиационная история, в которой мы используем элементы реальных катастроф. Сейчас всё на уровне сценария, а к съёмкам приступим следующим летом. Хочется рассказать историю о сильных и смелых людях, способных сохранять достоинство в самые тяжёлые минуты и умеющих брать на себя ответственность в экстремальных ситуациях. Я с детства люблю этот жанр. Ещё ребёнком снимал макеты опрокидывающихся поездов и взрывающихся самолётов, а в 9-м классе написал сценарий о пожаре в лесу. У меня полкласса снималось в этом фильме!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram