Аргументы Недели → Культура № 20(362) от 30.05.2013

Канны 2013: Пора в кровать

, 18:03 , Кинокритик, тележурналист

Если сравнить отборочную и призовую политику международного кинофестиваля в Каннах в прошлые годы и в этом году, то получается интересный вывод. Фильмы на социальные темы, которые раньше привлекали отборщиков и находили резонанс у членов жюри, в этот раз сведены к минимуму. Их вытеснили фильмы, так или иначе трактующие проблемы пола и предлагающие зрителям насладиться иногда романтическими, иногда шаловливыми постельными сценами.

Для приличия дан Гран-при асексуальному фильму братьев Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса». О нём высоко отзывались в высоких кинематографических кругах по всему миру. Но жюри во главе с кинематографическим владыкой Стивеном Спилбергом Золотую пальму вручило французскому режиссёру, автору скандального фильма «Голубой – самый тёплый цвет» Абделатифу Кешишу. В то время когда Франсуа Озона интересуют сексуальные фантазии 17-летней девушки, Кешиш идёт ещё дальше. Его героине 15 лет, и проблемы её сексуальной самоидентификации помогает решить взрослая подруга, у которой волосы выкрашены в голубой цвет.

Фильм идёт три часа, и если вынуть оттуда постельные сцены, то останется часа полтора. Невдомёк автору, что однополая любовь становится в Европе политической проблемой. В конкурсе фестиваля, право, была парочка достойнейших фильмов. Но мейнстрим современной западной цивилизации, которую корчит от экономического кризиса, нынче такой – увести зрителей в половые проблемы. Пусть он испытает там настоящие переживания и на три часа забудет, что его лавка обанкротилась.

Кешиш обошёлся без насилия, но самыми крутыми фильмами фестиваля всегда были те, в которых по экрану размазывали кровь с особой жестокостью. Вспомним, например, «Криминальное чтиво». Учитывая нынешний «постельный» тренд, фестиваль в этом году отбирал жестокие фильмы только в том случае, если они содержали что-то sexy. Датчанин Николас Рефн в фильме «Только Бог прощает» тут переплюнул всех. Его герой в исполнении Райана Гослинга, скрывающийся в Бангкоке от американского правосудия, либо сексуально орёт на любовницу, либо плотоядно молчит с выражением лица альфа-самца. У девушек при виде этого парня что-то должно волноваться внизу живота, другого смысла в фильме нет. Есть, правда, ещё начальник местного отделения полиции, который мочит всех без разбора, но своими экзотическими кинжалами и мачете. Европейской цивилизации в виде пистолетов он не признаёт. Так что мужской аудитории тоже будет на что посмотреть.

Не подкачал, как всегда, и Роман Полански. Его «Венера в мехах» ничего не получила – уж больно камерная, да и Франция, предоставив ему убежище от американского правосудия, уже сделала для него всё, что могла. Может быть, поэтому Полански снял фильм на французском языке.

История, которая заинтересовала маэстро на сей раз, связана с именем знаменитого Мазоха, литературное наследство которого дало название такой сексуальной шалости, как садомазохизм. Вы понимаете, почему фильм попал в конкурс. А может быть, кукловоды от кино на тематику, не касающуюся проблем пола, просто не дают денег? Так или иначе, в театр, где режиссёр проводит кастинг на спектакль по мотивам романа Мазоха «Венера в мехах», припирается вульгарная тётка, которая заставляет режиссёра попробовать её в женской роли. Слово за слово, и вот уже в женской роли режиссёр, а в тётке нет ничего вульгарного, особенно когда она красит ему губы помадой, привязывает к столбу и смачно бьёт по щекам. Да и парочка неслабая – режиссёра играет лучший на сегодня актёр Франции Мэтью Амальрик, а актёрку – жена режиссёра Поланского Эммануль Сейне (Seigner).

В начале фильма Джима Джармуша «Выживают только влюблённые» они тоскуют друг по другу, оказавшись в разных местах скопления людей. Она – Ева (Тильда Свинтон) – оказывается в Танжере, где бредёт среди экзотических глинобитных домишек к своему марокканскому гуру. Он – Адам (Том Хидлстон) оказывается в каменных джунглях брошенного людьми Детройта, где бредёт к коррумпированному фельдшеру. Мы скоро узнаем, что наши влюблённые – вампиры, и у гуру Ева, и у фельдшера Адам покупают термосы с кровью. Потому что они продвинутые вампиры, никого не кусают в шею, как они делали в Средние века. Всё-таки на дворе XXI век! Ева прилетает к Адаму в Детройт, и у них наступает счастье.

Стильный Джармуш, разумеется, секса не показывает, просто наслаждается картинкой голых тел своих героев, лежащих в постельке в уютной студии Адама среди мёртвого Детройта. А когда сестра Евы, тоже вампирша, приводит к ним в студию русского парнишку и искусывает ему шею, то герои прогоняют её на улицу за безвкусное поведение. Но надолго ли хватит у них самих сил на «вкусное» поведение? Ведь, приехав в Танжер и чувствуя приближение «ломок», герои идут к гуру, и он умирает у них на руках. По возвращении домой герои плотоядно заглядываются на влюблённую парочку...

В заключение могу сделать вывод, что мировой кризис сказался на отборочной и призовой политике кинофестивалей, которые пишут историю мирового кино. Социальная проблематика изгнана из конкурса (разве что Китаю разрешается о чём-то задумываться). На экране торжествуют секс и насилие. Причём гетеросексуальный секс допускается в конкурс только с прививкой насилия, а однополый секс может носить романтический или экспериментальный характер.

«За канделябрами» Содерберга (о котором я писал в прошлом номере) и «Голубой – самый тёплый цвет» Кешиша тому яркие примеры. Интересно, отважится ли показать эти лучшие фильмы Каннского МКФ (а Кешиш, на минуточку, обладатель Золотой пальмы) Московский международный кинофестиваль? Или останется бастионом целомудрия?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram