Если сравнить отборочную и призовую политику международного кинофестиваля в Каннах в прошлые годы и в этом году, то получается интересный вывод. Фильмы на социальные темы, которые раньше привлекали отборщиков и находили резонанс у членов жюри, в этот раз сведены к минимуму. Их вытеснили фильмы, так или иначе трактующие проблемы пола и предлагающие зрителям насладиться иногда романтическими, иногда шаловливыми постельными сценами.
Для приличия дан Гран-при асексуальному фильму братьев Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса». О нём высоко отзывались в высоких кинематографических кругах по всему миру. Но жюри во главе с кинематографическим владыкой Стивеном Спилбергом Золотую пальму вручило французскому режиссёру, автору скандального фильма «Голубой – самый тёплый цвет» Абделатифу Кешишу. В то время когда Франсуа Озона интересуют сексуальные фантазии 17-летней девушки, Кешиш идёт ещё дальше. Его героине 15 лет, и проблемы её сексуальной самоидентификации помогает решить взрослая подруга, у которой волосы выкрашены в голубой цвет.
Фильм идёт три часа, и если вынуть оттуда постельные сцены, то останется часа полтора. Невдомёк автору, что однополая любовь становится в Европе политической проблемой. В конкурсе фестиваля, право, была парочка достойнейших фильмов. Но мейнстрим современной западной цивилизации, которую корчит от экономического кризиса, нынче такой – увести зрителей в половые проблемы. Пусть он испытает там настоящие переживания и на три часа забудет, что его лавка обанкротилась.
Кешиш обошёлся без насилия, но самыми крутыми фильмами фестиваля всегда были те, в которых по экрану размазывали кровь с особой жестокостью. Вспомним, например, «Криминальное чтиво». Учитывая нынешний «постельный» тренд, фестиваль в этом году отбирал жестокие фильмы только в том случае, если они содержали что-то sexy. Датчанин Николас Рефн в фильме «Только Бог прощает» тут переплюнул всех. Его герой в исполнении Райана Гослинга, скрывающийся в Бангкоке от американского правосудия, либо сексуально орёт на любовницу, либо плотоядно молчит с выражением лица альфа-самца. У девушек при виде этого парня что-то должно волноваться внизу живота, другого смысла в фильме нет. Есть, правда, ещё начальник местного отделения полиции, который мочит всех без разбора, но своими экзотическими кинжалами и мачете. Европейской цивилизации в виде пистолетов он не признаёт. Так что мужской аудитории тоже будет на что посмотреть.
Не подкачал, как всегда, и Роман Полански. Его «Венера в мехах» ничего не получила – уж больно камерная, да и Франция, предоставив ему убежище от американского правосудия, уже сделала для него всё, что могла. Может быть, поэтому Полански снял фильм на французском языке.
История, которая заинтересовала маэстро на сей раз, связана с именем знаменитого Мазоха, литературное наследство которого дало название такой сексуальной шалости, как садомазохизм. Вы понимаете, почему фильм попал в конкурс. А может быть, кукловоды от кино на тематику, не касающуюся проблем пола, просто не дают денег? Так или иначе, в театр, где режиссёр проводит кастинг на спектакль по мотивам романа Мазоха «Венера в мехах», припирается вульгарная тётка, которая заставляет режиссёра попробовать её в женской роли. Слово за слово, и вот уже в женской роли режиссёр, а в тётке нет ничего вульгарного, особенно когда она красит ему губы помадой, привязывает к столбу и смачно бьёт по щекам. Да и парочка неслабая – режиссёра играет лучший на сегодня актёр Франции Мэтью Амальрик, а актёрку – жена режиссёра Поланского Эммануль Сейне (Seigner).
В начале фильма Джима Джармуша «Выживают только влюблённые» они тоскуют друг по другу, оказавшись в разных местах скопления людей. Она – Ева (Тильда Свинтон) – оказывается в Танжере, где бредёт среди экзотических глинобитных домишек к своему марокканскому гуру. Он – Адам (Том Хидлстон) оказывается в каменных джунглях брошенного людьми Детройта, где бредёт к коррумпированному фельдшеру. Мы скоро узнаем, что наши влюблённые – вампиры, и у гуру Ева, и у фельдшера Адам покупают термосы с кровью. Потому что они продвинутые вампиры, никого не кусают в шею, как они делали в Средние века. Всё-таки на дворе XXI век! Ева прилетает к Адаму в Детройт, и у них наступает счастье.
Стильный Джармуш, разумеется, секса не показывает, просто наслаждается картинкой голых тел своих героев, лежащих в постельке в уютной студии Адама среди мёртвого Детройта. А когда сестра Евы, тоже вампирша, приводит к ним в студию русского парнишку и искусывает ему шею, то герои прогоняют её на улицу за безвкусное поведение. Но надолго ли хватит у них самих сил на «вкусное» поведение? Ведь, приехав в Танжер и чувствуя приближение «ломок», герои идут к гуру, и он умирает у них на руках. По возвращении домой герои плотоядно заглядываются на влюблённую парочку...
В заключение могу сделать вывод, что мировой кризис сказался на отборочной и призовой политике кинофестивалей, которые пишут историю мирового кино. Социальная проблематика изгнана из конкурса (разве что Китаю разрешается о чём-то задумываться). На экране торжествуют секс и насилие. Причём гетеросексуальный секс допускается в конкурс только с прививкой насилия, а однополый секс может носить романтический или экспериментальный характер.
«За канделябрами» Содерберга (о котором я писал в прошлом номере) и «Голубой – самый тёплый цвет» Кешиша тому яркие примеры. Интересно, отважится ли показать эти лучшие фильмы Каннского МКФ (а Кешиш, на минуточку, обладатель Золотой пальмы) Московский международный кинофестиваль? Или останется бастионом целомудрия?