17 и 18 мая на сцене Российского академического молодёжного театра в Москве состоялись премьерные показы балета «Щелкунчик» нового театра русского балета «Talarium et lux».
В переводе с латинского название театра означает «Балет и свет». Тоже красиво. Но латинское звучание сразу настраивает на серьёзность намерений его создателей. Да и быть по-другому не может, когда художественным руководителем театра является Михаил Леонидович Лавровский. Потомственный артист балета, один из ведущих балетмейстеров мира, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, народный артист СССР.
Труппа театра состоит из выпускников балетных школ страны. Зрители чувствуют единый «нерв» молодых исполнителей.
Благодаря балетмейстеру Мариинского театра Борису Бланкову, классическая хореография Василия Войнонена, одного из первых постановщиков «Щелкунчика», получила новое воплощение. Имя же Мариуса Петипа, в данном случае автора либретто, – это вечное украшение и гордость любого классического спектакля.
Идея новых постановок театра «Talariumetlux» заключается в соединении классики танца и современных компьютерных технологий. С их помощью создаются декорации спектакля. На пять белых экранов проецируются разнообразные, необходимые по сюжету виды. К примеру – фрагмент вечерней улицы старинного немецкого городка из сказки Гофмана. В окнах домов то загорается свет и появляются тени, то открываются двери и кто-то выходит на заснеженную улицу. Зажигаются уличные фонари. Испуганная ярким светом сова перелетает через сцену, усаживаясь на тёмной крыше.
Действие спектакля не замедляется при смене декораций. Это происходит как в мультфильме – с помощью компьютерной анимации. Мгновение – и действие уже разворачивается в просторной гостиной дома с большой нарядной ёлкой. А когда сказка будет в самом разгаре, с этой ёлки будут спрыгивать игрушки и тут же оказываться на сцене, исполняя изящные па-де-де.
Сказочный сон главной героини «Щелкунчика» подарит ей сладостные и тревожные минуты участия в волшебных превращениях. Зрители увидят все перипетии в динамичном и красочном оформлении. Великолепные наряды артистов, выполненные по эскизам художника по костюмам Дмитрия Парадизова, добавляют красоты в это феерическое действо.
Спектакль заканчивается, но чувство только что ожившей сказки не покидает зрителей. Хочется поддержать организаторов театра, в том числе и директора Ирину Омельченко, которая, похоже, живёт любовью к театру и проявляет это всеми возможными и необходимыми способами. Получился очень логичный и удачный синтез классики и современных технологий. Понятно, что быть первым всегда трудно, но именно первые интересны своей смелостью и фантазией.