В Эрмитаже начали работу две новые выставки. Первая – «Премудрость Астреи» - представляет собой собрание памятников масонства XVIII – первой трети XIX века. Вторая - посвящена окончанию реставрации итальянской иконы XIV века.
Выставка «Премудрость Астреи. Памятники масонства XVIII – первой трети XIX века в собрании Эрмитажа» разместилась в Пикетном зале Зимнего дворца.
Среди представленных на выставке памятников – подлинные предметы масонских обрядов и ритуалов, отечественная и переводная литература, раскрывающая «истинную мудрость» Братства Вольных каменщиков, портреты идеологов и наиболее известных деятелей этого общественного движения. Отдельные разделы посвящены разнообразной масонской символике, нашедшей отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, поэзии, музыке, архитектуре.
В аннотации к выставке напоминают, что общественно-философское движение франкмасонства (фр. francmacon – вольный каменщик) распространилось по всей Европе в первые десятилетия XVIII столетия. «В начале 1730-х годов при содействии масонских миссионеров из Англии Дж. Филипса и Дж. Кейта в Петербурге появились первые ложи, объединившие различные социальные группы – аристократию, дворянство, купечество и даже членов императорской семьи. В годы правления императрицы Елизаветы Петровны вольными каменщиками становились представители аристократии и дворянства. В открытой с разрешения правительства в Петербурге около 1750 года ложе Молчаливости (она же Скромности) должность великого мастера исполнял конференц-министр Р.И. Воронцов. В 1762 году в эту ложу вступил Петр III. В середине XVIII века среди желающих вступить в масонство было немало представителей военной элиты: А.В. Суворов, М.И. Кутузов. На выставке можно увидеть редкое изображение Суворова почти в домашней обстановке: в правой руке он держит фрагмент цепи, означающей крепость мирового Братства».
Среди многочисленных экспонатов выставки – гравюра из альбома французского издания, известного в России с 1740-х годов. На ней зафиксирована сцена приема в третью масонскую степень, иллюстрирующая главную идею масонства – рождение через смерть нового усовершенствованного человека. Кроме того, в эрмитажном собрании представлены флейта и скрипка, а также шкатулка с записями масонской музыки. Особый интерес в контексте музыкальной темы представляет мебель петербургского дома графа М.Ю. Виельгорского – стол и кресла карельской березы, украшенные металлическими накладками в виде лир и масонских знаков.
Выставка «Житийная икона XIV века итальянской школы» открылась в Аполлоновом зале. Она посвящена окончанию реставрации иконы «Мадонна с младенцем на троне». Этот экспонат относится к числу житийных икон, которые пришли в Италию из Византии и завоевали широкую популярность в Тоскане XIII-XIV веков.
Обе выставки будут открыты в Эрмитаже до сентября.