«Слово о полку Игореве» в новом прочтении
17 мая 2013, 14:07 [«Аргументы Недели», Сергей Птица ]
Наверное, трудно найти в нашей стране человека, который не слышал бы ничего о «Слове о полку Игореве». Правда, в основном, это весьма небогатый набор школьных воспоминаний-клише: раздробленность феодальной Руси, половцы, плач Ярославны, Боян, ну и пара фраз – «мыслью по древу» да «не лепо ли ны бяшеть»…
Но вот уже третий век не прекращаются споры об этом загадочном произведении русской литературы. Причём, спорят не только учёные - филологи, историки, психологи, - но и просто неравнодушные и любознательные люди. Тем интереснее мне было увидеть новую программу Ансамбля Дмитрия Покровского «Слово о полку Игореве», осуществлённую при поддержке Министерства культуры РФ на сцене Московского Международного Дома музыки.
Ансамбль Дмитрия Покровского в очередной раз удивил. И не только меня. Зал, буквально, врос в кресла, ошеломлённый натиском хлынувших со сцены эмоций и энергетики звука. На сцене стремительно разворачивалось настоящее музыкальное действо, властно затягивая зрителей в какой-то магический водоворот забытой, но такой близкой и понятной истории. Композитору Алексею Шелыгину, который в нашей стране известен в основном своей музыкой к кино, телефильмам и театральным спектаклям (к слову сказать, трижды Лауреату «ТЭФИ», обладателю «Ники» и других престижных премий), удалось очень органично и убедительно объединить эпическое содержание с современными средствами выразительности. Первозданная, природная энергия голосов «покровцев» и их древних инструментов, изысканное и утончённое звучание струнных (превосходный FXQuartet), таинственная маримба и неумолимый, как само время, ритм барабанов (ансамбль ударных инструментов «Путешествие в ритм») – всё это вместе создало необычайно мощную по своему воздействию звуковую атмосферу. Артисты Ансамбля Покровского продемонстрировали блестящее исполнительское мастерство и владение разными вокальными техниками. Благодаря талантливой работе музыкального руководителя коллектива Марии Нефёдовой звучание этого необычного действа было впечатляюще и практически безупречно. Порой сложно было отличить, где кончалась авторская музыка, а где начинался подлинный фольклорный плач или походная песня. Неожиданностью стала интересная музыкальная интерпретация главного женского образа. Не одна, а целых три Ярославны олицетворяли разные его ипостаси – страстность, лиричность и жертвенность. А сочетание редких тембров народных духовых инструментов - деревянных рогов и жалеек - придавало музыке особый колорит.
С почти кинематографической быстротой сменяли друг друга картины, приблизив монументальный финал. Мне показалось, то всё закончилось даже слишком быстро. Хотелось подольше задержаться в этой удивительной среде, сплавившей воедино архаику и день сегодняшний. Оригинальное сценическое решение «Слова», придуманное и воплощенное режиссёром Ансамбля Ольгой Юкечевой, позволило получить максимальный эффект при отсутствии декораций: красные и чёрные полотнища превращались в руках певцов то в воинские накидки, то в погребальные покрывала, то в летящие стрелы. Все это усиливалось воздействием комментирующего художественного видеоряда.
Обращение к абсолютным шедеврам - дело очень ответственное, требующее немало мужества и уверенности в себе. Ансамбль Покровского отважно ступил на неизведанную территорию – и не проиграл. Масштаб задач был поддержан искренностью, темпераментом и высочайшим профессионализмом исполнения. Общее впечатление от этого концерта - потрясение, которое стало сродни культурному шоку. Как хорошо, что в России есть артисты, которые не боятся браться за такие темы! Казалось бы, со школьной скамьи знакомое произведение обрело совершенно другой смысл, а то, что происходило на сцене, заставило по-новому взглянуть на давно прошедшие события. Непомерная жажда славы и гордыня побудили князя Игоря отправиться в неправедный поход, в котором он потерял всё своё войско. Честолюбие и безрассудство человека, презревшего обычаи и даже небесное предзнаменование, заслуживают только людского осуждения и Божьего наказания. Но истинно раскаявшимся даются понимание и прощение. Вот смысл этого великого сочинения в том виде, в котором поняли его авторы либретто - Ольга Юкечева и Мария Нефёдова, опираясь на новый перевод «Слова», сделанный современным исследователем Виктором Кожевниковым.
К своему 40-летию коллектив подготовил и показал в Камерном Зале Московского Дома музыки цикл «Юбилейные премьеры». Три совершенно разные программы - «Романс в письмах» (романсы и народные песни о войне 1812 года), «Парасказки» (фольклорные и авторские сказки), и вот теперь, неожиданно для всех - «Слово о полку Игореве». Ансамбль Покровского продемонстрировал ещё раз, что он может, если не всё, то - очень и очень многое, и что потенциал коллектива огромен. Тем более удивительно и печально то, что как раз в свой юбилейный год Ансамбль остался, фактически, без помещения для репетиций и хранения уникального архива! Это ставит под угрозу его дальнейшее нормальное развитие и существование. Конечно, этот творческий коллектив давным-давно перерос и рамки камерного ансамбля, и рамки каких-либо концертных структур. Он, без сомнения, является национальным достоянием и заслуживает самостоятельного статуса, создания собственной школы. Мне вообще кажется, что одна из лучших прививок патриотизма происходит на концертах Ансамбля. Потому что именно здесь по-настоящему чувствуешь свою корневую, естественную и радостную принадлежность к своему народу, своей культуре и истории.