Аргументы Недели → Культура № 18(360) от 16.05.2013

Такой вот кривой герой

, 19:18

Юрий МОРОЗ за свою жизнь перепробовал все основные профессии кинематографа. И если об актёре Морозе мало кто помнит, то фильмы режиссёра Мороза говорят сами за себя: «Каменская», «Братья Карамазовы», «Дети Ванюхина» и др. Так получилось, что в жизни Юрия случились две трагедии. Он потерял жену актрису Марину Левтову и маленькую дочурку. Такое пережить трудно. Найти в себе силы заново выстроить свою жизнь ему помогли близкие люди и любимая работа.

- Юрий, российское кино в очередном кризисе: зрители выбирают иностранные фильмы. Всё дело в деньгах или просто мы кино снимать не умеем?

–У нас была киноотрасль, а потом её разрушили. Сейчас все говорят о дотациях, и никто не говорит, что нужно восстанавливать систему кинопроизводства. Если сопоставить это с букварём, то для производства кино требуются все буквы алфавита, а мы сейчас используем только часть из них. Целые блоки кинопроизводства вынуты! Раньше, например, был период предподготовки, когда собирались режиссёр, автор сценария, оператор, художник и в течение трёх месяцев работали над уже готовым сценарием, прошедшим редактуру киностудии и Госкино. А сейчас я получаю полуфабрикат, и мне его предлагают сразу снимать. Восстановим киноотрасль – будет и кино.

– Каков он, на ваш взгляд, герой нашего времени в российском кинематографе?

– Герой нашего времени – это неправильный герой, это человек, который может пойти на сделку с совестью, что-нибудь притырить... Например, Глухарь – герой нашего времени. Максим Аверин, который сыграл Глухаря, стал в нашей стране популярнее Майкла Джексона! Почему такая адская популярность? Потому что он такой, как все мы. Он не бьётся за принципы, во главу угла может поставить личный интерес, а не государственный. И мы его понимаем, потому что в начале перестройки нашу страну взяли и бросили в молодой капитализм. Туда, где важнее всего финансовый успех и нет никаких ограничений в достижении цели. Бога отменили ещё в 1917 году, понятие нравственности отсутствует, система ценностей потеряна. Кого бояться? Полицию? Так я заработаю и им заплачу. Такой вот кривой герой.

– Какое кино вам хотелось бы снимать, если бы для этого были все предпосылки?

–Мне интересно кино с социальным подтекстом, но на телеканале его, скорее всего, не примут. У нас всё можно, но до 1995 года.

– Сейчас вы работаете над фильмом под рабочим названием «Форт-Росс»...

–По жанру – это фильм-приключение с элементами фантастики. Главный герой (Максим Матвеев) вместе со своими друзьями перемещаются во времени и попадают в начало XIX века. В привлекательной форме мы хотим рассказать молодому зрителю ту часть российской истории, которая мало кому известна. Форт-Росс был построен в 1812 году Кусковым по рекомендации графа Резанова (того самого из «Юноны и Авось»). Эта часть территории Калифорнии в тот период принадлежала России. А потом вместе с землями Аляски была продана. Сейчас это очень посещаемое место.

– Как вы восприняли, что ваша дочь актриса Дарья Мороз в спектакле своего мужа режиссёра Константина Богомолова «Идеальный муж» ходит по сцене по пояс голая?

– Константин делает разные спектакли, в том числе спектакли-провокации. «Идеальный муж» – это абсолютная провокация. Как-то Кириллу Серебренникову задали вопрос по поводу одного его очень жёсткого спектакля. На что он ответил: «Мы живём в такое время, когда если хочешь достучаться до зрителя, то нужно применять болевые приёмы». Хотя если мне нужно будет раздеть актрису, то я точно буду знать, какого результата я добиваюсь. Волнует не то, что видно, а то, что скрыто.

– В фильме «Точка» дочке и жене вы дали роли проституток с откровенными сценами...

– У нас безостановочно крутят фильм «Красотка». Потому что эта история, похожа на красивый фантик. Основная часть женского населения нашей страны хавает эту конфетку, ни на секунду не задумываясь, что это история про проститутку. И может показаться, что у неё завидная судьба. Я не хотел делать «Красотку». Я хотел сделать картину, после просмотра которой какой-нибудь безмозглой дуре не захотелось бы пойти в эту профессию. У меня должны были другие актрисы играть, но они отказались. Сказали, что там всё слишком жёстко. «Точка» – история реальная, не придуманная. Её Грише Ряжскому рассказала одна проститутка, а он записал за ней. Так вот то, что записано, – это даже читать невозможно! Там ад! Никакой «Красотки»! Я долго сомневался, а стоит ли вообще снимать. К съёмкам меня дочь подтолкнула. Её героиня была лысой, и в один день она приехала ко мне, открываю дверь… а там Даша бритая стоит. Кстати, в Голливуде о таких ролях актёры всю жизнь мечтают! Потому что там за такие роли «Оскар» дают. Как говорится, это «роль с яйцами». Вот у меня девчонки на фестивале в Чикаго все вместе получили приз за главную женскую роль.

– Вашей внучке Ане 2 года. Для неё вы настоящий Дедушка Мороз?

– Я бы этого не хотел, иначе у ребёнка какая-то путаница в голове и разрушение сказки! Все дети целый год терпеливо ждут этой сказки, а у Ани каждый день свой личный дед Мороз…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram