> В Русском музее Санкт-Петербурга открыта новая экспозиция - Аргументы Недели. Петербург

//Культура

В Русском музее Санкт-Петербурга открыта новая экспозиция

4 мая 2013, 10:59 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]

Русский музей преподнес жителям и гостям города шикарный подарок — открыл залы с новой постоянной экспозицией декоративно-прикладного искусства ХХ века.

Экспозиция включает более четырехсот произведений из фарфора, стекла, майолики, а также текстиль и мебель. Дореволюционный период представляют изделия императорского фарфорового и стеклянного заводов, а также работы крупнейших художников — Врубеля, Борисова-Мусатова, Головина, создававших произведения прикладного искусства в мастерских усадеб «Абрамцево» и «Талашкино».

Первый зал экспозиции открывают произведения Врубеля: его изделия из керамики, включая огромный камин «Вольга и Микула», впечатляют своей энергией и утонченной, изысканной мощью. Все очень «по-врубелевски», но узнавание не отменяет наслаждения от возможности видеть работы великого мастера. Раздел художественного стеклоделия открывают декоративные вазы, исполненные в стиле модерн. Изменения, которые произошли в технологии и стилистике отечественного стекла в советские годы, демонстрируют произведения Мухиной, Успенского и других мастеров.

Особое место в экспозиции занимают образцы агитационного фарфора (работы Чехонина, Данько, Щекатихиной-Потоцкой, Альтмана и др.). Ваза с портретом Орджоникидзе или тарелки с коммунистическими лозунгами забавляют и радуют необычной эстетикой. Само собой, прикладное искусство 1920–1930-х годов нельзя представить без супрематизма. Фарфор Малевича, Суетина, Чашника отражает и стиль, и эпоху.

Совсем иначе воспринимается фарфор 1940–1990-х годов, который в экспозиции представлен работами художников Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова (бывшего Императорского фарфорового завода): Лепорской, Криммера, Аквилоновой, Городецкого, Афанасьевой и других.

Изменения, которые произошли в технологии и стилистике отечественного стекла в советские годы, демонстрируют работы Мухиной, Успенского, Смирнова, Остроумовой и Юрген.

Очень любопытен текстильный раздел. Он включает образцы «агитационных» тканей 1920–1930-х годов и произведения художников второй половины ХХ века.

Завершают экспозицию произведения художников конца XX века, и здесь не обошлось без декоративных панно Тимура Новикова.

Хочется отметить очень удачное расположение залов экспозиции — они идут параллельно с живописью и скульптурой и перекликаются по стилям и направлениям. Получилось очень насыщенное путешествие во времени, ведь очень часто прикладное искусство гораздо сильнее приближает зрителя к реалиям минувших дней, чем живописные полотна.

ИЧ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте