Аргументы Недели → Культура № 17(359) от 07.05.2013

Полёты третьей категории

, 09:33

В советское время «знатока женской души» Виктора МЕРЕЖКО знала вся страна. Знала как великолепного драматурга и сценариста. На его фильмы «Одинокая женщина желает познакомиться», «Вас ожидает гражданка Никанорова» и др. ходил и стар и млад. Власть давала ему звания, его сценарии не запрещали, с ним хотели работать все киностудии СССР. Сегодня Виктор Иванович не только сценарист, но и режиссёр. За 9 лет он снял 9 фильмов. Последний из них «Хуторянин» был недавно показан по ТВ. А ещё у Виктора Мережко вышла книга «Подземный переход».

- Виктор Иванович, говорят, что идея фильма «Хуторянин» пришла к вам после известной трагедии в станице Кущёвской...

– Когда я прочитал про массовое убийство в станице Кущёвской, то подумал: «Боже мой! Неужели сельские люди потеряли чувство собственного достоинства и желание защитить себя, что позволили кучке негодяев помыкать собой?!» Те края я хорошо знаю. Жил там в детстве, а мои родители даже какое-то время работали в Кущёвке. Конечно, эти события не могли оставить меня равнодушным, и я решил показать людям на примере моего героя, как нужно поступать в подобной ситуации. Одна картина не сможет изменить психологию русского фермера, но, как говорится, капля камень точит.

– То есть вы решили выразить свой протест против того, что сегодня творится с нашей страной?

– Я никогда ни против чего не протестую. Могу лишь печалиться и огорчаться, что мы так живём, что нормальным труженикам вяжут руки и перебивают ноги, – лишь бы они не работали. Россия – страна сельская. Такого количества великолепной земли нет ни в одной стране мира! Я был в Ростовской области, на Кубани и видел, как люди профессионально обрабатывают землю. Это вызывает восторг! Помню, мы ехали с Олегом Басилашвили (в «Хуторянине» он сыграл главного мафиози) из Таганрога в Матвеев-Курган. Он мне сказал: «Вить, смотри – это Швейцария! По качеству обработанных полей, по чистоте – это Швейцария!» «Хуторянина» я не привязывал ни к одной из областей России. У нас даже номерные знаки на машинах: 017. Такого региона нет, мы его придумали, чтобы ни к чему не привязываться. «Хуторянин» – это история о человеке, который, несмотря на чиновничий, бандитский и полицейский произвол, пытается защитить себя, свою семью и своё дело. А если человек сражается за семью и за дело, то значит, он сражается за Родину! «Хуторянин» – картина абсолютно злободневная: человек должен иметь чувство собственного достоинства, должен отстаивать свои права и свою нравственность.

– Что для вас значат понятия «свобода» и «независимость»? Нет ощущения, что мы движемся к 1937 году?

–Я бы не стал проводить параллели с 37‑м годом. Но то, что сейчас делает Дума, – это либо от растерянности, либо от беспомощности. Депутаты принимают глупость за глупостью. Дума должна быть мудрой, нельзя всё сводить к истерике, крикам и желанию запретить. Посмотрите на Москву! Такой грязной столицу я никогда не видел! На улицах такое количество киргизов и таджиков, кажется, что это они русских на работу нанимают. Я категорически против мигрантов. Они плохо работают и не дают русскому человеку найти работу. Раньше дворники были уважаемые в округе люди. Они даже милиции помогали бороться с безнравственностью. А сейчас что? Приезжают какие-то странные люди, которые не говорят по-русски, убирают формально, город загажен, в городе опасно жить! Могут прибить, ограбить, зарезать. Ребята, вы отделились! Живите у себя в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане! Зачем вы приезжаете к нам? Дайте русскому человеку работать! А Дума этого не видит. Депутаты ездят в своих машинах с мигалками и не замечают, что русских людей на улицах всё меньше и меньше.

– Как-то вы сказали: «Пара-тройка моих фильмов, думаю, навсегда войдут во все энциклопедии мирового кино». Какие именно?

– «Полёты во сне и наяву» и «Родня». Ещё я очень надеюсь, что моя дилогия про Соньку Золотую Ручку останется надолго.

– Как так получилось, что фильму «Полёты во сне и наяву» сначала присвоили 3-ю категорию, а затем, в 1987 году, вам дали за неё Госпремию СССР?

–Председатель Госкомитета по кино Украины дал распоряжение уничтожить плёнку, он считал, что фильм про бездельника и безответственного 40-летнего мужика никому не нужен. Мол, почему мы должны сочувствовать этому идиоту? Тогда мы показали фильм помощнику первого секретаря ЦК КПСС Украины. Он сказал: «Какая интересная работа! Давайте покажем в Москве». В Москве был такой Павленок, который сказал, что это дерьмо он не видел и смотреть не собирается. Человек, который повёз плёнку, решил дождаться с кинофестиваля председателя Госкомитета по кинематографии Филиппа Ермаша, который слыл большим знатоком кино. Тот посмотрел картину и сказал: «Зачем уничтожать? Мережко – известный сценарист, Балаян – не знаю, кто такой. Давайте дадим фильму третью категорию и маленький тираж». А это 800 копий! Кто сейчас может себе такое позволить? А спустя пять лет мне позвонил сам Ермаш и сказал: «Я тебя поздравляю! Сегодня утром мы тебе дали Госпремию. Я очень счастлив, что так получилось. Я всегда любил эту картину».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram