Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Петербург → Культура

Эрмитаж объяснил причину ссоры с Пушкинским музеем

, 10:08

Эта история началась в 1920-1930-е годы, когда шел процесс преобразования Музея изящных искусств в Пушкинский музей (ГМИИ). Расширение музея проводилось за счет ряда ленинградских собраний.

«В несколько приемов в ГМИИ поступило более 500 картин, изъятых из основного собрания Эрмитажа, - говорится на сайте главного музея Петербурга. - Среди них были первоклассные работы Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Пуссена, Ватто, Тициана. Кроме того, из собрания Эрмитажа были переданы около 40 скульптур, более 850 рисунков, 30 гравюр, около 40 произведений прикладного искусства, а также более 6000 памятников нумизматики». Авторы официального сообщения подчеркивают, что «передача произведений нередко носила варварский характер».

Параллельно из созданного в 1923 году Музея нового западного искусства (ГМНЗИ) Эрмитажу в качестве компенсации были переданы 93 картины. В 1948 году ГМНЗИ был окончательно ликвидирован, и директор Эрмитажа академик Иосиф Орбели договорился о разделе коллекции между Эрмитажем и Пушкинским музеем. При этом преимущественное право выбора оставили за Пушкинским музеем. «Полотна импрессионистов и постимпрессионистов большей частью ушли в ГМИИ», - поясняет сайт Эрмитажа. К примеру, из 15 картин Моне Эрмитаж получил четыре, тогда как в Москве осталось одиннадцать. Из восьми работ Ренуара Эрмитаж получил три, а Пушкинский музей пять, и т.д. На шедевры Матисса, Пикассо и Дерена москвичи не претендовали, поэтому Эрмитажу досталось щукинское собрание кубистических картин Пикассо.

По мнению сотрудников Эрмитажа, разделение коллекции нового западного искусства между двумя музеями спасло шедевры от уничтожения и продажи за рубеж. А полученные экспонаты органично дополнили коллекцию музея.

Теперь директор Пушкинского музея Ирина Антонова хочет, чтобы Эрмитаж отдал экспонаты восстанавливаемому Музею нового западного искусства. Об этом она и попросила Путина. Михаил Пиотровский эту идею не поддержал. Он поспешил заявить, что все работы, переданные музею, экспонируются. «Мне стыдно, что музейные дела выносятся на «Прямую линию с президентом», - добавил он.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram