На экраны вышла картина Николая Лебедева «Легенда №17», посвящённая хоккеисту Валерию Харламову. Увлекательный рассказ о выдающемся человеке лёг бальзамом на раны многих кинозрителей.
Наконец-то кинематограф нащупал надёжную и верную тропинку в отношении к советскому прошлому. Нет ни разоблачения, ни воспевания, ни «чернухи», ни, так сказать, «лазурщины» – то есть идеалистических восторгов.
Один раз в картине появляется одутловатый мрачный старичок, Л. Брежнев, сидит, как одинокий сыч, и болеет за «Спартак». Бродит, как хищный вепрь, спортивный функционер Балашов в превосходном исполнении Владимира Меньшова, которому как-то удалось притушить своё светозарное обаяние и сыграть человеческую моль, завистника и злобного интригана. Таких мерзавцев и сейчас полным-полно, и примерно на таких же должностях. Не в том сила и мощь настоящей жизни, она заключена в людях, делающих дело. И советская действительность, несмотря ни на что, создавала удивительные образцы высокой человеческой породы, ваяла героев, в том числе и героев спорта.
Спорт – культурный эрзац войны, он – явление не одной лишь физической культуры, но облагороженное и творчески преображённое явление национального духа. Такая мысль читается в «Легенде №17», простом, но далеко не элементарном фильме о талантливом парнишке, совершившем трудный и великолепный «путь наверх». Валерия Харламова играет Данила Козловский, который недавно в фильме «Духless» изобразил современного самодовольного мальчишку-менеджера, живущего для собственного удовольствия. Здесь актёру пришлось играть совершенную противоположность, и нельзя не налюбоваться, как преобразилось его лицо. Его Харламов прекрасен и благороден, в нём живёт настоящий дух спорта, но вызвать этот дух к полной жизни и сделать из потенциального героя настоящую звезду предстоит великому тренеру – Анатолию Тарасову.
Олег Меньшиков (Тарасов), избавившись от всяких признаков мальчишества, играет взрослого жёсткого мужчину-воина. Он создаёт реальный характер властного, неудобного, резкого и близкого к гениальности человека, в котором словно бы есть и некая тень «волшебника Просперо». Проницательным орлиным взором он сразу «выклевал» из толпы будущий талант и принялся его воспитывать теми самыми методами, которыми закаляется сталь. Этот Тарасов чрезвычайно напряжён, преисполнен воинственности и не знает ни отдыха, ни жалости, ни умиления. Ударная возгонка духа, без которого не бывает никакого творения и никакой настоящей игры, производится им на пределе воли. «Что возможно, что невозможно – ты определяешь сам!» – чеканит он, вразумляя ученика. Нельзя будущей звезде расслабляться, купаться в славе и обожании – условия должны быть максимально суровыми. Оттого Харламов сначала отправляется в глухую провинцию, городок Чебаркуль, где становится местной знаменитостью, потом сидит и бьёт копытом на скамейке запасных, а потом тренер выпускает его за минуту до финала, чтоб тот не лопнул от напряжения и забил, – он и забивает. А потом Тарасов на тренировке ставит Харламова в ворота, без всякого прикрытия, – и шайбы лупят будущего великого форварда до крови. (Это не бессмысленная жестокость, а необходимость, потому что каждый игрок должен уметь защищать ворота в любой ситуации.) Так куётся характер – цельный, чистый, прямой, благородный. Так прорастает в человеке и овладевает им дух спорта…
Есть, конечно, в фильме и стройная улыбчивая девушка, которую любит Харламов, но стройные улыбчивые девушки (в последнее время их на экране представляет актриса Светлана Иванова) – обязательная принадлежность героя, тут новизны нет. А вот встреча нашей команды с канадскими профессионалами в 1972 году (Монреаль) – это необыкновенно здорово снято. Вспоминается «Александр Невский» Эйзенштейна, поскольку страшные могучие профессионалы чем-то напоминают диковинных псов-рыцарей (да и дело происходит на льду!). Перед Харламовым мелькают картины далёкого детства, когда он своими глазами видел ужасных рогатых быков, мчащихся на корриду (мама Харламова, испанка, бежавшая в СССР от режима Франко, привезла мальчика в гости к брату). Сражение дикой силы и наших героев не сразу оборачивается победой…
Вся страна у телевизоров – и в их числе и Тарасов, отставленный интриганами от матча, о котором он мечтал всю жизнь. Команда проигрывает. От невозможного напряжения Тарасов выскакивает во двор и в темноте начинает чертить какие-то магические круги, словно хочет передать за океан свою волю к победе. Он её создал, свою команду, он вырастил в них грозный дух спорта – и теперь будто перемещается туда, в пекло ледового побоища!
И эта магическая нота, примесь сверхъестественного, очень даже уместна в этом фильме, потому что в русских победах всегда есть что-то магическое и сверхъестественное...
Крепкий сценарий, уместно и со вкусом стилизованный советский быт, прекрасно сыгранные главные роли. Словом, «Легенда №17» – полноценная картина, способная конкурировать с голливудской продукцией. Данила Козловский вызывает в уме вопрос, для чего нам нужны все эти Томы Крузы и Брэды Питты? А что касается Олега Меньшикова, то такого актёра сейчас и в Голливуде не найдёшь! С подобным азартом и глубиной воздействия игрывал разве Аль Пачино в 70-х годах.
И вот что вспоминается. На каком-то съезде кинематографистов, лет 15 назад, Никита Михалков демонстрировал отрывки из дебютной картины Николая Лебедева «Змеиный источник» – как пример полного падения кинематографа. Прошло время – и Лебедев работает в студии «ТРИТЭ» Михалкова и справляется с ответственным заданием – фильмом о Харламове. Видимо, в «ТРИТЭ» тоже производится «ударная возгонка духа» и пульсирует воля Великого Тренера.