Аргументы Недели → Культура № 15(357) от 18.04.2013

Фокин остановил «Золотой лифт»?

, 18:14 , Писатель, критик, драматург

16 апреля в Москве состоялось очередное вручение театральной премии «Золотая маска». Надежды одной крупной театральной группировки на продвижение своих любимцев были остановлены – возможно, властной рукой возглавлявшего жюри худрука Александринского театра Валерия Фокина.

Накануне  вручения премии была заметна сильная тревога в ОПГ (организованная преступная группировка) театральных критиков, которые возлагают некие специальные надежды на режиссёров Богомолова и Волкострелова. Потому что только этим мятежным художникам удаётся адекватно воплотить на сцене общенациональную дегенерацию, а остальные упёрлись и тормозят процесс. Члены ОПГ нутром чуяли, что Фокин – профессионал старой закваски и бездарную претенциозную самодеятельность, растущую за границами эстетического поля, поощрять не будет.

Один член ОПГ написал на одном сайте передовую статью, в которой утверждал следующее: «Золотая маска» – это социальный лифт для режиссёров. И этот лифт обязан исправно возить самых перспективных! То есть люди вообще уже ничего не стесняются. Прямо так и говорят, что «Золотая маска» – не просто премия, которой награждают достойных профессионалов за хорошую работу. Это, видите ли, – социальный лифт, род манипуляции, способ продвигать своих к заветному этажу, где пилят хоть и скромное (по меркам углеводородов), но всё ж таки бабло. А критики – эдакие услужливые лифтёры. В какую гадость хотят превратить русский театр!

На новом витке борьбы за уничтожение театра самым «актуальным трендом» стала ненависть к профессионализму. Наша ОПГ уже стала вовсю покусывать Женовача с его «Студией театрального искусства», их уже Кама Гинкас раздражает, им Додин мешает, и это так и есть. Пока живы и в силе мастера, катать бездарных подельников на социальном лифте и получать за это чаевые, не получается так волшебно, как хотелось бы! Поэтому следует ждать всё новых и новых атак на тех, кто что-то знает и умеет.

В списке номинантов на «Золотую маску» в этом году, как и всегда, царил неприличнейший хаос. Работы мастеров соседствовали рядом с кучками самовыражений. Типчики, которых следовало бы выпороть на конюшне, гордо красовались вместе с фигурами славнейших…

Но Фокин не подвёл. Никакой социальный лифт никуда не поехал. ОПГ рыдает… «Маски» отправились в Ярославль – к режиссёру Е. Марчелли и артисту В. Кищенко («Без названия» по Чехову), в Новосибирск – к М. Гацалову (театр «Глобус»), в питерский театр «Балтийский дом» (спектакль «Антитела»). «Маска» за лучшую женскую роль второго плана абсолютно справедливо досталась великолепной Светлане Немоляевой – Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках» (Театр имени Маяковского). По делу был награждён симпатичный мюзикл «Бал вампиров» в театре музкомедии (СПб) и так далее… Что до Дмитрия Чернякова, оперного режиссёра, получившего «Золотую маску» за «Руслана и Людмилу», то это уже фатум, тут ничего не поделаешь. Критики вцепились в Чернякова и полюбили насмерть. Приступы острого отвращения, которые испытывает значительная часть публики к этой постановке, в расчёт не принимаются.

Модный К. Богомолов был упомянут лишь в связи с тем, что актриса Роза Хайруллина получила «Маску» за главную роль в его спектакле «Лир». Но не смотрите вы этого «Лира», а сходите лучше в МХТ, где Хайруллина играет в спектакле «Он в Аргентине». Там и насладитесь космической индивидуальностью этой поразительной актрисы. Да и режиссёрская работа Дмитрия Брусникина хороша.

Но из года в год я наблюдаю, что целый ряд отличных работников постоянно находится в тени внимания «Маски». Марина Брусникина и Дмитрий Брусникин, Сергей Пускепалис, Антон Яковлев и многие другие – не фигурируют в числе номинантов. Кроме того, эта премия начисто лишена юмора – никогда спектакли лёгкие и весёлые не пользуются её благосклонностью. Тут в почёте всякое, как выражается Эдуард Успенский, «кишкомотательство». В общем, давно уже эта премия остро нуждается в реформе, а лучше бы её упразднить вовсе. Ведь это всё на наши деньги – там Сбербанк спонсором.

Что до актёрского творчества, то в прошлом году были две незаурядные работы, и появились они на сцене «Современника». Это Михаил Ефремов («Анархия») и Чулпан Хаматова («Скрытая перспектива»). Но «Современник» принципиально не участвует в игрищах «Золотой маски»! Позиция, вызывающая у меня просто-таки восхищение. Вот так и надо бороться с ОПГ в искусстве – твёрдо и последовательно. Подобную принципиальность сохраняют и другие театры – но всё-таки стойких бойцов явно недостаточно.

Если бы театральные деятели умели договариваться! Если бы они не боялись показаться старомодными и несовременными и спокойно говорили «нет» всяким мерзостям на сцене… Зрителям не преподносилась бы беспомощная наглая дрянь в качестве новаторства, нравы бы оздоровились, и даже, вероятно, журнал «Театр» можно было бы читать без чувства, будто «мухомора объелся».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram