Мой Моцарт
30 марта 2013, 16:53 [«Аргументы Недели», Елена Козинова ]
Ушел из жизни замечательный актер, народный артист РСФСР Валерий Золотухин. Всего месяц назад у Валерия Сергеевича обнаружили опухоль мозга, уже не поддающуюся операции. По решению врачей, он был введен в медикаментозную кому, из которой так и не вышел...
Его друг, известный поэт Валерий Краснопольский поделился своими воспоминаниями о великом человеке.
- Вы дружили больше сорока лет...
- Не просто дружили – пуд соли вместе съели. Он первым меня допустил к своим дневникам, крестил моего сына...
Валера был невероятно отзывчивым человеком! Благодаря ему я начал выступать на большой сцене. В 70-х годах я пришёл в Общество книголюбов с предложением устраивать лекции о литературе. Хотелось привлечь к этому актёров, а мой приятель знал Золотухина, вот и познакомил нас. Как-то я подвёз их до театра на своём «Москвиче», а в дороге рискнул – прочитал несколько своих стихотворений. И, можете себе представить, Золотухин мне позволил выступить перед публикой! Зритель пришёл на него, а он выпустил на сцену никому не известного молодого поэта, у которого и опыта-то соответствующего нет! Я до сих пор благодарен ему за это.
- Золотухин – это навечно. Про такого человека язык не поворачивается сказать «был». Какой он?
- Необыкновенный талант, самородок, очень чистый алтайский человек... Помните, он играл Моцарта в экранизации «Маленьких трагедий»? А его ведь тоже можно назвать моцартом – нашего театра и кинематографа. Для таких возможностей и темперамента 71 год – слишком мало.
Все знают Золотухина-актёра, но у него был и замечательный литературный дар, который оценили наши знаменитые писатели: Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Борис Можаев. Десятки лет, с начала 60-х, он вёл дневники, где от мелких штрихов до самой основы запечатлена жизнь Театра на Таганке, театральной Москвы и России. У Валеры накопилось более 150 рукописных тетрадей, это колоссальное наследие! Под влиянием его труда я стал издателем. Он доверил мне самое дорогое – дневники о Таганке, Высоцком... К сожалению, издано не так много: двухтомник «Таганский тупик», «Дребезги», «На плахе ''Таганки''», «Таганский дневник». Но самым дорогим для него был изданный в 1992 году «Дневник» о Владимире Высоцком, с которым его связывала настоящая мужская дружба. О чём сам Высоцкий написал в своей анкете.
Последней вышла книга «Знаю только я». Потрясающе точное название! Он ведь действительно в это всё проникал. Актриса Алла Демидова, много лет проработавшая с ним в одном театре, после прочтения поражалась: «Я и не слышала о таком!». Недаром Юрий Любимов прозвал Золотухина «домовой театра», он знал о Таганке всё.
- Вы следили за Таганкой Валерия Золотухина?
- Я за Таганкой с 70-х годов слежу, со времени нашего знакомства. Валера никогда не покидал театр, был рядом с Любимовым, работал с Эфросом, потому что своей жизни без Таганки не мыслил.
Он стал худруком в очень тяжёлое для театра время. Режиссёром себя никогда не называл, но тем не менее взял дело в свои руки. И, как верный любимовец, всеми силами старался сохранить многолетние традиции. За театр можно было не переживать. Золотухин ведь таганец до мозга костей! И, когда театр раздирали конфликты, он его не бросил. Только к Богу ушёл. Видимо, Всевышний без Золотухина не может. «Домовые» и на небе нужны.