Аргументы Недели → Культура

Театр как место для чтения

, 11:38

Буккроссинг в России еще не совсем прижился, у нас еще нет этой удивительной культуры книжного обмена, но в некоторых университетах, магазинах, а теперь и театрах есть небольшие полочки, на которых живут книги, готовые к путешествиям.

3 марта, в международный день писателя, в Московском Театре Русской Драмы п/р М. Щепенко открылась книжная полка. За час до спектакля – на сцене шла «Женитьба» - первых зрителей встречал небольшой оркестр. Люди, ничего не подозревая, входили, показывали билеты, поднимали глаза и вместо привычного стола с сувенирной продукцией и журналами видели альт, домру и гитару. Первое удивление проходило, привычным путем люди шли в гардероб, а потом в зрительское фойе, чтобы скоротать время перед спектаклем. И тут их встречал трон из книг, фотограф и огромное количество литературы.

На полках стояла зарубежная и русская классика, совсем антикварная и посовременнее. Внутри каждого издания было вклеено обращение к зрителю, чтобы тот не растерялся и не задавал безмолвный вопрос: что с этой книгой делать? Зрители прибывали и не все, конечно, успели сфотографироваться в книжном доме, однако все, кто это сделал, вставали с него с явным облегчением – не рассыпался! Конструкция была действительно, не монолитная, но это же литература – хрупкая, прекрасная субстанция.

Кто-то осторожно подходил к полкам, осматривал все глазами и только потом брал одну книгу, раскрывал ее, удивленно читал обращение, а потом уже принимал решение: брать или не брать. Кто-то хозяйским взглядом окинув все пространство, целенаправленно брал Маяковского или Пушкина и сразу садился читать.

Правила буккроссинга очень просты – ты берешь книгу, читаешь ее, а потом отпускаешь на свободу, возвращая туда, откуда взял или в любое другое место для книжного обмена. Так же можно сразу вместо книги, которую взял, оставить какую-то свою из домашней библиотеки, чтобы и она смогла отправиться в путешествие. Нельзя предугадать, как будет жить Книгодом – так назвал театр свою книжную полку – но точно можно сказать одно: слово и текст в театре еще долго будут важны, нескоро танец и прочие средства выразительности вытеснят их совершенно, да надеюсь, что никогда.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram