В Москве, в Государственном центральном театральном музее имени Бахрушина открывается выставка, посвященная 75-летию со дня рождения и 20-летию со дня смерти величайшего танцовщика ХХ века Рудольфа Нуриева.
"Движение – часть меня, я – часть движения, - писал Нуриев в своей "Автобиографии". - Танец – это игра не на жизнь, а на смерть, победить или умереть… Жизнь – это работа. Больше ничего нет. Пока я работаю – я доволен ".
Танцовщик с равным успехом выступал в классической и современной хореографии, пробовал себя в качестве музыканта, актера, дирижера. Был успешным постановщиком и менеджером, незаурядным пиарщиком, умевшим извлекать дивиденды из любых своих поступков.
Он родился 17 марта 1938 года в поезде, мчавшемся вдоль берега Байкала: его мать ехала к отцу из Башкирии во Владивосток. Попав первоклассником на балет Уфимского оперного театра, влюбился в балет и стал сначала солистом балета тогда ленинградского театра имени Кирова, потом звездой Королевского балета в Лондоне, директором, постановщиком и солистом парижской Гранд-Опера. Он проехал с гастролями по всему свету, побывав в США, Японии, Австралии.
17 июня 1961 года стал невозвращенцем, сбежав в аэропорту Парижа от группы товарищей, сопровождавшей гастроли Кировского театра в Европе. Позже, в "Автобиографии", Нуриев написал, что это был "самый длинный, самый волнующий прыжок за всю карьеру".
Историю этого побега рассказал французский режиссер Клод Лелюш в фильме 1981 года «Одни и другие» (Les Uns Et Les Autres).