> Секрет женской привлекательности с палеолита до наших дней - Аргументы Недели

//Культура

Секрет женской привлекательности с палеолита до наших дней

28 февраля 2013, 14:33 [ «Аргументы Недели» ]

Художники открыли для себя прелесть женских форм еще около 35 тысяч лет назад – и с тех пор женская красота является одним из главных объектов для вдохновения художников. Но почему именно женщина стала таким объектом?

Попытку проверить алгеброй гармонию провели ученые, собравшиеся на Европейскую палеолитическую конференцию, приуроченную к лондонской выставке Age Art. Они обсуждали, чего же хотели добиться предки, гиперболизируя женские половые признаки, при создании палеолитических Венер, и почему потом искусство стало гораздо более реалистичным в отношении женских фигур.

Археологи и антропологи исследовали изображения женских фигур для периода в более чем 20 тысяч лет, найденных в местах различных палеолитических стоянок. Самыми ранними были знаменитая Венера Виллендорфская из Австрии и недавно обнаруженная статуэтка из Германии, их возраст – около 35 тысяч лет.

У фигурок ярко выражены бедра и грудь, выпячен живот, огромный зад . «Женская нагота во всём её великолепии», - так охарактеризовали предпочтения древних художников Сабина Гаудзински-Виндхойзер и Олаф Йорис из Центра археологических исследований MONREPOS. Но при этом статуэтки друг от друга отличаются  - у них и размеры разные, и степень стройности, у некоторых даже замысловатые прически на голове, у других голов нет вовсе. При этом мужские фигурки того же времени – прорисованы тщательно, имеют лица и все стройны.

Позднее, примерно 16 тысяч лет назад, мужские фигуры почти исчезают, а женские становятся более схематичными, утрачивают свой подчеркнуто женственный вид. Ученые предположили, что первые статуэтки играли роль неких кукол, божков, символов, возможно, имели сходство с конкретными людьми и использовались для неких культов внутри малочисленных тогда еще групп людей, живших обособленно и прятавшихся от суровой природы в теплых пещерах. А более поздние рисунки стали уже обобщенной картиной мира, способом рассказать о себе соседям – людей стало больше и между ними начали завязываться социальные связи. Рисунки и скульптуры стали неким посланием миру и другим людям.

Коллеги нашли гипотезу немецких ученых спорной, но весьма интересной и дающей пищу для размышлений и дальнейших исследований.

На фото представлены две типичных фигурки - более ранняя (слева) и более поздняя (справа). Фото с сайта compulenta.ru

МС


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте