В Ростовском государственном музыкальном театре прошли премьерные показы двух одноактных опер – «Мавра» Игоря Стравинского и «Маддалена» Сергея Прокофьева - которые около 70 лет были недоступны широкому зрителю. Стоит отметить, что эти спектакли - редкие гости на оперной сцене. Тем интереснее была работа молодых режиссеров Павла Сорокина и Анастасии Мишакиной, обратившихся к столь разным произведениям музыкальных корифеев.
Опера «Маддалена» была написана Прокофьевым в 20 лет. В основе либретто - одноименная пьеса М. Гливен-Орловой «Маддалена» (1905). Действие происходит в Венеции в начале XV века, и повествует о роковой красавице, погубившей двух мужчин.
Красавица Маддалена ожидает возвращения мужа, художника Дженаро. Их радостная встреча прерывается приходом друга Дженаро, алхимика Стеньо.
Он рассказывает художнику о своей возлюбленной, неизвестной злой красавице, отнявшей его свободу и покорившей его волю. Вспышка молнии освещает спрятавшуюся за завесой Маддалену, и Стеньо узнает свою мучительницу. Та ловко натравливает друзей друг на друга. Оба гибнут. Маддалена зовёт на помощь: «К мужу приходил незнакомец, они поссорились, Дженаро убит!».
Все попытки осуществить постановку этой оперы были неудачны - вплоть 70-х годов прошлого столетия, когда сочинение попало в руки английского композитора Эдварда Даунса. Спустя 68 лет с момента создания, 25 марта 1979 года «Маддалена» впервые прозвучала в эфире радиостанции BBC, а в 1981 году - состоялась и первая сценическая постановка на фестивале в Австрии.
Премьера же «Мавры» состоялась в 1922 году в Париже. «Мавра» - комическая опера, сочинённая Игорем Стравинским по либретто, написанному Борисом Кохно. Литературной основой «Мавры» явилась поэма Александра Сергеевича Пушкина «Домик в Коломне». Постановку оперы осуществила Бронислава Нижинская.
Первое публичное представление оперы, входившей в программу концерта русской музыки в гостиной отеля Континенталь, было признано несомненным успехом, а последующая постановка в Grand Opera безоговорочно провалилась. Театралы объяснили неудачу за рубежом излишней «русскостью» произведения: опера принципиально непереводима на другие языки, поскольку здесь перевода требует и музыкальный язык. По мнению же некоторых критиков, артисты оперы не смогли выполнить те пластические задачи, которые перед ними ставила Бронислава Нижинская.
В целом же «Мавра» представляет собой остроумный музыкальный анекдот, в котором гусар, влюблённый в скромную девушку, проникает к ней в дом под видом новой кухарки по имени Мавра.
Как сообщили «АН-онлайн» в Ростовском государственном музыкальном театре, эти малоизвестные шедевры XX века, написанные крупнейшими мастерами эпохи, прозвучали в Ростове-на-Дону впервые.
«Эти премьеры - большое событие в жизни театра. Музыкальные театры не так уж часто обращаются к творческому наследию композиторов XX века, выстраивая свою репертуарную политику в расчёте на признанные классические шедевры оперного искусства, поэтому не менее значимые творения мастеров прошлого столетия остаются в тени, являясь, в основном, лишь предметом изучения искусствоведов», - добавил представитель театра.