Елена Щербакова: Игорь Моисеев и сегодня остается среди нас
22 декабря 2012, 16:36 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]
О жизни Государственного академического народного танца имени Игоря Моисеева после смерти самого Игоря Александровича, о его творческих и других планах- наш разговор с его руководителем Еленой Щербаковой.
-Елена Александровна, с учетом того, что сейчас ваш ансамбль уже является ансамблем имени Игоря Моисеева, скажите, как вы живете сегодня без своего создателя?
-Начнем с того, что он ушел в возрасте 101 года, и до последнего дня находился в полном сознании. Я лично приходила к нему неоднократно в больницу. И до самого последнего моего прихода к нему он делал очень много наставлений.
У нас до сих пор висят его портреты, благодаря ему мы всегда занимали первые места. Но вместе с тем, как при нем, так и сейчас у нас есть ощущение того, что ничего лишнего нет.
-Над какими проектами Вы сейчас работаете?
-Совсем недавно мы сделали премьерную программу, составленную из танцев славянских народов. Мы очень надеемся, что эта программа будет иметь успех.
-Есть ли в Вашем репертуаре белорусские танцы?
-О да, Игорь Александрович с белорусской "Лявонiхi" когда-то начинал. Ничего сложнее ее на самом деле нет. Потом еще освоили танец "Бульба". Мы никаких костюмов не модернизируем. Кое-что уже 70 лет идет неизменно.
-Из чего состоит рабочий день солиста?
-Мы 6 дней в неделю работаем. В 10 утра приходим на работу, разогреваемся с классического танца, после чего начинается полноценная репетиция. Бывают еще у нас и вечерние репетиции. Но с учетом того, что у нас постоянные гастроли, конкретный расклад нашего времени может корректироваться.
-Практикуете ли вы фольклорные экспедиции?
-Первые труппы в них выезжали. Помнится, перед нами стояла задача сделать программу на тему танцев народов СССР, а связи с регионами не было, либо была очень плохая. Хотелось бы, конечно, чтобы фольклорные экспедиции были продолжены, но пока что это осуществить в полной мере не получается.
Отпечаток на нашу деятельность наводит также то, что очень много денег тратится на костюмы, которые, собственно говоря, съедают большую часть нашего бюджета. Кроме того, всегда нужно шить по размерам, что далеко не всегда оказывается простым делом. Чтобы артисту было легче- нельзя слишком часто менять стиль. Также надо учитывать и то, что свет, используемый на сцене, убивает 50% красок.
-Как Вы относитесь к тому, что иногда двух Моисеевых путают- ваш ансамбль и Бориса Моисеева?
-Иногда с улыбкой.
-Каково через всю жизнь пронести любовь к танцу?
-Заболеть этим очень сложно, но и выздоравливать не хочется. Жизнь в ансамбле несет за собой определенные сложности, однако мы, кто работал когда-то с Игорем Александровичем, ощущаем себя поистине счастливыми людьми. Очень многие, конечно, покидают ансамбль, так как не выдерживают физических нагрузок. Бывают травмы, что-то еще. Массажный стол наш вообще не пустует, и мы его постоянно возим за собой. Однако в Екатеринбург брать с собой стол нет необходимости, массажные столы в Екатеринбурге итак в избытке!
-Как находите танцоров?
-Через нашу школу. Хотя она до сегодняшнего дня и не имеет своего помещения. Но важным является то, что все педагоги нашей школы выращены в ансамбле.
Так как школа и ансамбль- это единый творческий процесс, то дети 12-13 лет уже знают практически всех артистов.
Хотелось бы, чтобы каждый год набор был. Но у нас набор один раз в пять лет- 25 девочек и 25 мальчиков. Хотелось бы, чтобы, конечно, было еще и общежитие.
К сожалению, не можем туда взять детей из бывших республик Советского Союза. Требуется ведь регистрация в Москве и чтобы кто-то из родителей жил в Москве.
-Встречаются ли у вас проблемы с половым покрытием?
-Мы всегда танцуем на профессиональном полу, и каждый раз надеемся, приезжая в то или иное место, что всё будет хорошо в этом плане.
-Сколько замужних артистов, сколько женатых?
-Вообще сейчас у нас 9 артистов находятся в декретном отпуске, и это очень тяжело. Раньше, помнится, через 3 месяца после родов выходили, если кто-то задерживался дольше- Игорь Александрович уже очень серьезно переживал, сейчас некоторые только через полтора года выходят.
Сейчас у нас в коллективе очень много молодых пар. Быть счастливым в профессии- такое счастье дано немногим.
-Сможет ли такой огромный ансамбль существовать без государственной поддержки?
-Там, где начинается коммерция, всегда заканчивается искусство и начинается ремесло. С огромным удовольствием мы всегда принимаем участие в разного рода официальных мероприятиях. Нам в 2012-м году еще выпала честь и открывать Саммит АТЭС во Владивостоке.
-Спасибо за интересную беседу!