Накануне в Доме кино в Москве режиссер Фарид Давлетшин представил свой новый фильм «Собака». В главных ролях - Александр Купцов и Рустем Гайнуллин. Ранее картина участвовала в Казанском международном фестивале мусульманского кино и собрала множество похвальных отзывов, хотя и не получила ни одной официальной награды. Ф. Давлетшин – это тот самый режиссер, который снял культовую в советское время картину «Али-Баба и сорок разбойников». Корреспондент «АН-онлайн» поговорила с мастером об истории, лежащей в основе сюжета «Собаки», о христианских мотивах в современном кино и о следующем проекте режиссера, посвященном Рудольфу Нуриеву.
- Как появилась идея для фильма?
- Прежде всего, это не придуманная история, все это на основе реальных событий. 17 лет назад я случайно прочитал заметку в газете о том, как один человек продержал другого в подвале 3 года, и тот сошел с ума. Эта заметка дала толчок, идею для создания большой полнометражной картины. Сценарий был написан в то же время, но тогда не было возможности снять такой фильм. Сейчас эта возможность появилась, и мы создали свою студию «ДФ-фильм» с группой ребят, которые согласились работать на конечный, скажем так, результат. Фильм не финансировался, не продюсировался, просто мы сами с оператором Хайдаром Миндубаевым, директором Леонидом Славиным и художником Натальей Гайнуллиной собрались вчетвером и решили создать этот фильм.
- Вы однажды сказали, что бюджет фильма - всего лишь 50000 рублей, взятые из вашего собственного кармана. Тяжело было снимать на такую скромную сумму?
- В целом, конечно, тяжело, потому что мы технически не могли сделать многие вещи. Допустим, выстроить более удобные декорации для съемок. Поэтому пришлось искать такое место, где можно было бы это снимать. Деньги тратились на небольшую технику, получение лицензии, питание группы, костюмы, бензин.
- А где снимался фильм?
- В Казани, в поселке Васильево, все действие происходит в одном месте.
- «Собака» уже была представлена на Казанском международном фестивале мусульманского кино. Как восприняли картину первые зрители?
- Зрители, мне кажется, были потрясены. И в местной прессе, и по телевидению резонанс был очень сильный. Поэтому нас сейчас пригласили на «Сталкер» (международный фестиваль фильмов о правах человека - прим. авт.), который скоро пройдет в Москве. У нас 6-го премьера в Питере, тоже в местном Доме кино. Резонанс, конечно, был большой, к нам подходили, благодарили. Хотя, казалось бы, это тематика христианского направления на фестивале мусульманского кино, но сами мусульмане вставали, благодарили и говорили, что Бог все равно един и хорошо, что на этом фестивале появляются такие фильмы.
- Как вы считаете, христианская тематика актуальна в современном кинематографе?
- Я думаю, эта тема сейчас актуальна в жизни. Мы живем в таком жестоком мире, что непонятно, откуда происходит какая-то ненависть к человеку. Хотя, может быть, повод не такой уж сильный, запредельный. Но случайность тянет за собой целую цепь необратимых процессов.
- Я слышала, что вы собираетесь снимать фильм о Рудольфе Нуриеве. Что это за проект и на какой он стадии?
- Мы снимаем документальный фильм о Рудольфе Нуриеве. Он уже в монтаже. Но мы снимаем не всю его биографию полностью, потому что его все знают, о нем было снято и снимается очень много фильмов. Мы снимаем о неизвестных страницах пребывания Рудольфа Нуриева в Казани, когда он дирижировал «Щелкунчиком» и симфоническим оркестром. Он два раза приезжал в 1992 году незадолго до смерти. Но люди его до сих пор помнят. Кто с ним встречался, кто общался - все живы, и эти люди рассказывают о том, что он значит для мирового балетного искусства и для Татарстана. Он все-таки был татарином и этого не скрывал, поэтому его называли «летающий Чингисхан», «летающий татарин» и так далее. Еще думаем снять игровой фильм о Нуриеве. Сценарий уже написан. Надеемся, что найдем хороших продюсеров. Это будет фильм о детстве Нуриева, о том, как складывался его характер.