В Главном штабе поселился концептуализм
18 ноября 2012, 10:57 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]
Для культурной жизни Петербурга начинается новая веха — открытие выставочного пространства Главного штаба после реконструкции шокировало многих.
От старого, ампирного, полуразвалившегося, но такого родного пространства не осталось ничего. Новое выставочное помещение по праву встает в один ряд со знаменитыми европейскими музеями: огромные пространства, поражающие своим масштабом, лабиринты лестниц и комнат и, конечно же, фантастические двери, к которым ведет зеленая дорожка с бесконечным количеством ступеней, — все это поражает современностью и актуальностью. На днях в одном из залов нового Главного штаба открылась «Комната Пригова» — экспозиция, посвященная основоположнику нашего концептуализма, Дмитрию Пригову.
Фигура эта легендарная, неоднозначная, сложная. Писатель, художник, автор графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов — все это в равной степени относится к творчеству Пригова. Более того, именно его одним из первых признали на Западе за «стоящего» русского художника.
Воспринимать творчество Пригова достаточно сложно: концептуализм не подразумевает зрелищности и простоты восприятия. Скорее, это некие зашифрованные послания, понимать которые приходится по одной фразе, иногда даже слову, деталям.
Выставка построена по принципу «инсталляция в инсталляции»: кураторская работа здесь не менее важна, чем работы художника, ведь часть инсталляций была реализована лишь на основе эскизов Пригова. Более того, художник часто говорил, что с каждым выставочным пространством надо работать как с самостоятельным объектом, создавая экспозицию с учетом пространства. Таким образом, залы Пригова становятся уникальным арт-объектом сами по себе.
На входе зрителей встречает черно-белая минималистическая инсталляция со стульями и надписями с именами знаменитых художников. Тема эта продолжается в соседнем зале, перекликаясь с черным пятном, словно бы стекающим со стены на пол, на котором белыми печатными буквами написано «Leonardo — Леонардо».
Нетрудно догадаться, что здесь имеется в виду Леонардо да Винчи. Другому не менее известному художнику посвящена серия юмористических гравюр. Безусловно, речь идет о Малевиче, его учении о супрематизме и черном квадрате. Пригов иронизирует над этим, например, помещая квадрат на пол в пустой белой комнате, превращая его в некий подвал, который, вместо того чтобы открывать проход в новый мир, ведет нас куда-то вниз, в закрытое помещение.
На выставке также представлена знаменитая серия Пригова «Бестиарий», где художник играет с образами известных ему людей. Так, Матюшин, Кабаков, Гройс, Тимур Новиков и даже сам художник предстают на этих рисунках в виде диковинных животных, словно бы попавших к нам из средневековых сказочных историй. То, что эти непонятные существа — люди, напоминают нам только нечленораздельные высказывания, которые они издают. Однако на каждом рисунке художник помещает первую букву имени изображенного.
Залы Пригова теперь открыты как постоянная экспозиция, в которой раз в несколько месяцев будут обновляться выставленные работы, которых в запасниках Эрмитажа более семисот.