Аргументы Недели → Культура

Артемий Троицкий признал достоинства советской цензуры

, 12:16

Бунтарь-музыковед, человек-презерватив декабрьских митингов минувшего декабря, любитель пуделей Артемий Троицкий пришел к выводу, что у цензуры времен советской власти было немало достоинств.

«При советской власти цензура, уродливая как она есть, ставила перед честными авторами непростую и интересную задачу - сказать правду и пробиться при этом к читателям/слушателям/зрителям. Вместо прямой дороги получался хитрый слалом - но это было круто, и именно так ковались народные гуманитарные герои. Лучший пример – Высоцкий», - напомнил журналист читателям в блоге на «Эхе Москвы».

«При Брежневе цензура была порочной (как всякая цензура), всеохватывающей и идеологически мотивированной. Чудище, в общем: злобно-некомпетентное и зачастую просто анекдотичное в своих повадках. Однако чудище это было по-своему ручным: понятным, неуклюжим и действовавшим по известным (как теперь говорят, прозрачным, правилам). Эта цензура вскормила армию карьеристов и приспособленцев, но и вдохновила некую «дикую дивизию», для бойцов которой «на*** цензора» было любимой игрой - азартной, но праведной. Именно эти талантливые смельчаки, виртуозы «эзопова комплекса» и злые гении редакторов создали процентов 95 из того, что осталось в сухом осадке от гигантской и водянистой советской культуры. В диапазонах от Гайдая до Тарковского и от «Мастера и Маргариты» до «Жизни и судьбы», - напоминает Троицкий.

«Нынешняя РФ-цензура несравненно мутнее и лицемернее - в первую очередь потому, что она притворяется, будто её и нет на самом деле. Ещё как есть! Причём, как нечистая сила в детских киносказках, она появляется то там, то здесь, вызываемая сугубо незаконными и, как правило, тёмными импульсами: то цензура встаёт на защиту чьих-то шкурных интересов, то охраняет личную паранойю, то служит орудием мести. Кому служит - понятно, и это единственное, в чём прослеживается железная логика современной российской цензуры», - объясняет он.

«Нынешняя цензура лепит «успешных» трусов и конформистов, мастеров креативной самокастрации, а творческих людей «с яйцами» целенаправленно отжимает из мейнстрима в гетто - сетевое, малотиражное, арт-хаусное, квартирное. Характерно - и это апогей подлости - что работа эта ведётся не профессиональными держимордами из главлита, а теми же журналистами, режиссёрами, артистами, дорвавшимися до начальственных низот», - уточняет он. 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram