В мире так мало влюбленных
3 ноября 2012, 14:47 [«Аргументы Недели. Москва», Елена Грищенко ]
Два волшебных сна о любви имеют возможность увидеть москвичи если, конечно, поторопятся и не пожалеют денег. В "Студии театрального искусства" на Страстном бульваре начались гастроли Тбилисского театра марионеток.
Это великий грузин Резо Габриадзе, выдумщик и насмешник, автор сценариев "Мимино" и "Кин-дза-дзы", памятника Чижику-Пыжику на Фонтанке привез Москве, погрязшей в осенней слякоти, нудных скандалах и сплетнях, на удивление своевременный подарок: два спектакля - "Рамону" и "Сталинградскую битву".
Видевшие спектакли, уже выстроились в очередь, чтобы еще раз увидеть историю про ломового коня Алешу, так не вовремя влюбившегося в прекрасную цирковую лошадку Наташу, про солдата, вернувшегося к невесте, которая его не дождалась, про жену другого солдата, поющую засыпающему сыну про то, что папе до них дойти нелегко, а до смерти – четыре шага.
Всего-то и есть, что ящик с песком, крохотные марионетки, ведро на керосинке, превратившееся в поезд.
"Я показываю театр, каким я его понимаю. Свои спектакли предпочитаю называть видениями: зритель приходит и видит сон", - предупреждает Габриадзе.
В этом сне плачущая над погибшей под солдатским сапогом дочерью мама-муравьиха, ангел, оживляющий убитого коня, который так мечтал увидеть возлюбленную, грузовичок, едущий по бездорожью, просто песок, который, просыпаясь между пальцами актрисы, превращается то в дорогу, то в бархан, то в домик, то в поле битвы, то в могилу погибшего под Сталинградом солдата, становятся символом того, чего сегодня нам всем так не хватает.
… "То, что тебе казалось любовью, - совсем по-человечески объясняет ломовой конь Алеша своей возлюбленной, с которой ему позволил попрощаться ангел, - было ненавистью".
"Любовь и ненависть, они так похожи друг на друга. Иногда подумаешь, ни одно ли это? Где найти в круге начало? Если б я мог это проверить…", - вздыхает Алеша, земной путь которого уже закончен.
Но жизнь героям сказочных снов Тбилисского театра марионеток вновь и вновь дают человеческие руки, настоящие, мягкие, ловкие человеческие руки. Они превращают ведро в поезд, лоскуток – в знамя, они зажигают в печурке теплый огонь, они ставят памятник муравьишке, погибшему под солдатским сапогом, они разравнивают поле битвы, чтобы по нему можно было проложить новую дорогу.
Для того чтобы увидеть эти руки, такие заразительные в своем созидании целого мира даже в маленькой коробке с сыпучим песком, нужно, наконец, оторваться от монитора и прийти в "Студию театрального искусства", где до 11 ноября Резо Габриадзе дарит москвичам такую неоригинальную, но совсем забытую в суете точку зрения.