За полтора года запланировано вернуть звучание «механическому оркестру» рубежа XVIII-XIX веков. О подробностях предстоящей работы журналистам рассказали на пресс-конференции.
Большие часы Штрассера или Механический оркестр – главная работа Иоганна Штрассера, механика и часовщика, который приехал в Петербург из австрийского города Бадена в конце 1770-х годов и работал здесь до самой смерти в 1815 году. Его работы хранятся в Михайловском замке, в Павловском дворце, в Эрмитаже (в частности, часы-секретер, изготовленные по заказу Екатерины II). Считается, что Большие часы – главное произведение Иоганна Штрассера.
Об истории создания Больших часов, напоминающей рождественскую сказку, рассказал их хранитель, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Игорь Сычёв.
«Над Механическим оркестром Штрассер работал по заказу императора Павла I с 1793 года по 1801 год», - пояснил Сычёв, - «Предполагалось установить часы в Михайловском замке. Но после смерти императора в 1801 году часы оказались не востребованы, и мастер, вложивший в проект всё своё состояние, решил разыграть их в лотерею. Лотерея состоялась четвёртого мая 1804 года. Выигрышный билет оказался у молодого офицера, который, направляясь в свою часть, остановился в латвийском городе Либаве, в доме у вдовы пастора. Она не хотела принимать плату за ночлег, но согласилась взять на память лотерейный билет, купленный офицером в Петербурге за пять рублей. В начале 1805 года вдова прибыла в Петербург и намеревалась устроить повторную лотерею, но часы приобрёл император Александр I. Он выкупил Большие часы за двадцать тысяч рублей и предложил вдове пожизненный пансион. С тех пор Большие часы Штрассера хранятся в Зимнем дворце».
Большие часы – около четырёх метров высотой. В корпусе из красного дерева заключён не только часовой механизм, но и два дополняющих друг друга органа. На 14 валиках записано 14 произведений, среди которых творения В. А. Моцарта и Йозефа Гайдна. Музыка записана на съемных деревянных цилиндрах. Её особая ценность заключается в авторской аранжировке. Сегодня эти произведения исполняют иначе.
«Часы довольно часто слушали. С 1860-х годов органы вышли из строя. С тех пор многие пытались восстановить механизм, но все попытки оказались тщетными», - рассказал Игорь Сычёв.
Специалисты Эрмитажа отмечают, что расшифровка валиков может преподнести сюрпризы. «Известно, что одно из произведений, которое хранится на валиках, написал специально по заказу Штрассера популярный на рубеже XVIII – XIX веков композитор Антон Эберль. Валик, который является одной из немногих сохранившихся работ Эберля, ещё предстоит расшифровать. Возможно, мы откроем настоящий шедевр», - пояснил заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев.
По словам заведующего лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа Владимира Градова, сложность реставрации Больших часов заключается в том, что эта работа подразделяется на несколько видов, в большинстве случаев не сочетающихся. «Потому что часы Штрассера – на пересечении нескольких видов искусств. Это и декоративно-прикладное искусство, и механика, и музыка. Сейчас начинка Больших часов разобрана на детали, с деревянных валиков начали считывать и переносить в компьютер музыку. В дальнейшем реставраторы восстановят корпус часов, деревянные детали музыкального механизма, механическую часть органа и воссоздадут подставку из красного дерева», - констатировал Градов.
Реставрация Больших часов Штрассера – совместный проект Государственного Эрмитажа и компании JTI в России. «Часы-оркестр Штрассера – настоящий научно-технический шедевр своей эпохи. Вернуть им «голос» после двухвекового молчания, показать их миру – благородная миссия, которая потребует от реставраторов Эрмитажа настоящего подвига», - подчеркнул директор JTI по благотворительным проектам Анатолий Верещагин.
Завершить реставрацию Больших часов Штрассера запланировано к 2014 году.