Аргументы Недели → Культура № 41(333) от 25.10.2012

Хочется чувствовать вкус

, 18:27

Заслуженный артист России Игорь ВЕРНИК много снимается в кино. Зрители хорошо помнят его роли в фильмах и сериалах «Лимита», «Мастер и Маргарита», «На углу, у Патриарших», «Журов», «Жара», «Мамы» и др. Но самая большая любовь Игоря – это театр. В МХТ имени Чехова он работает с 1986 года и сыграл там значительное количество ролей. Газета «Аргументы недели» выпустила совместно с МХТ календарь «Аргументы МХТ» на 2013 год, где размещены 12 дружеских шаржей на актёров знаменитого театра. Игорь Верник олицетворяет собой месяц октябрь. Что очень символично, потому что в октябре у популярного актёра день рождения.

- Игорь, мы общаемся как раз в ваш день рождения, с чем, собственно, и поздравляем. А кто вас сегодня поздравил первым?

– Сын Григорий. Утром я ещё был в Симферополе, где снимался в картине Оксаны Байрак «Позднее раскаяние». Выезжал из гостиницы в аэропорт рано, где-то в полдевятого утра, и тут раздался звонок. Это был Гриша. Мне понравилось, как он меня поздравил: «Папа, желаю тебе всего самого-самого всего!..» Потом мы с братом друг друга поздравили, мы же родились в один день. Следующее 11 октября будет для нас юбилейным, нам с Вадимом стукнет по «полтиннику». И сегодня мы с некоторой грустью обсуждали эту перспективу и никак не могли в неё поверить. Но пришли к выводу, что возраст у нас прекрасный. С одной стороны, оба полны сил и энергии, с другой – есть большой опыт и накопленные за эти годы знания. Подобный симбиоз даёт потрясающие ощущения!

– К сожалению, от праздничных тем придётся перейти к актуальным будничным. Ваша коллега актриса Марина Голуб погибла недавно в страшном ДТП. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы остановить этот беспредел на дорогах?

– Наверное, первое – введение крупных штрафов, которые остановили бы не тех, кто и так ездит осторожно, поскольку не развращён собственными возможностями. А тех, кто регулярно нарушает правила, кто уверен, что всегда сможет или откупиться, или использовать свои связи. Нынешние штрафы для них на уровне комариного укуса. Но законы на дороге должны работать для всех. И уровень штрафов должен быть высоким, и за серьёзные нарушения надо лишать прав не на полгода, а на более ощутимый срок, может, навсегда запрещать водить машину.

– Как известно, в цивилизованных странах выпячивать своё состояние считается неприличным. Как вы думаете, в нашей стране это правило когда-нибудь приживётся?

– По-моему, наше общество всё-таки пережило самый пик восторженного самолюбования напоказ: я богат, я могу делать всё что захочу! Сейчас стараются свою состоятельность особо не демонстрировать. Правда, я говорю о тех, для кого богатство – плод их реального труда, ума, характера, воли… Вообще, что такое богатство? Это как английский газон – 200 лет его нужно стричь, для того чтобы он был не просто идеально ровным, а чтобы у него были один цвет, одно качество. Так же и здесь. Когда у человека появляются первые деньги и первые возможности, он, голодный, ест всё подряд. Однако, пресытившись, человек уже хочет чувствовать вкус. Богатство начинает восприниматься им как данность, как норма жизни. А норму нет необходимости выпячивать, демонстрировать, о ней не нужно кричать на всех углах.

– И всё-таки многие до сих пор кричат и демонстрируют свою состоятельность! И имя им – легион…

– Согласен. Но, понимаете, в чём феномен Москвы, любого крупного мегаполиса. Сюда всегда приезжают люди за возможностями, которые даёт столица и которые можно получить и реализовать только здесь. Они приезжают с фигой в кармане, с нулём, потом чего-то там наживают. И дальше проходят тот же самый путь, который проходили те, кто делал состояния раньше. Так было и будет всегда. Это как с симпатичными девушками, которые устремляются в Москву, чтобы использовать свой шанс, реализовать красоту, данную им от природы. Они появляются на столичных улицах с нелепым маникюром, кричаще одетые, с боевым макияжем на лице, на высоченных каблуках среди бела дня. Дурной тон, но пока они этого не знают. Проходит время, и эти девушки быстро перенимают модный стиль и ассимилируются в Москве…

Так и те, кто вдруг получает большие деньги, должны, на мой взгляд, просто перебеситься. Однако, как мы видим, это часто – довольно страшный процесс. И здесь самая главная проблема – культура и образование. Потому что для образованного, культурного, воспитанного человека рамки понятия «перебеситься» – принципиально другие, чем у некультурного и невоспитанного. Отсутствие образования и культуры, а значит, умения сопоставить себя с поколениями, с прошлым, с мировой культурой, и даёт идиотское ощущение, что ты живёшь только здесь, сейчас и один раз. И значит, «всё дозволено», как говорил классик. Но ведь это дикая вещь. Это поведение, стиль жизни на уровне папуасов!.. Ещё одна опасность заключается в том, что сегодня люди хотят получить всё и сразу. Моё поколение было воспитано так, что мы прекрасно понимали: для того чтобы чего-то достичь, нужно пройти большую дистанцию, и по-другому не может быть никогда. Нынче многие молодые люди хотят получить желаемое быстро, мгновенно, не затрачивая особых усилий, при этом они порой не останавливаются ни перед чем…

– В идущем сейчас на отечественных экранах фильме «ДухLess» показана и другая молодёжь: громящая витрины дорогих магазинов, сжигающая роскошные автомобили. Как вы думаете, у нас в России дело может дойти до реальных массовых погромов?

– Всё возможно. Вот эта лютая, скрытая обида на несправедливость, этот жуткий разрыв между очень богатыми и теми, кто еле сводит концы с концами, может в итоге привести к жутким последствиям. Но опять же всё зависит от уровня образования и культуры. Потому что как устроена психология человека в России? Если сосед выстроил хороший дом, значит, он где-то что-то украл или сподличал. Значит, дом его надо подпалить. А как думает человек на Западе? Если мой сосед добился чего-то, построил тот же дом, я должен понять, как он это сделал. И попробовать сделать так же! Это два разных подхода. Потому что на Западе есть уважение к успеху. Там все понимают, что успех не может быть случайным. Это результат усилий, в первую очередь работоспособности человека, его ума, таланта. У нас же чужой успех считают чем-то порочным.

– Надеюсь, ваш сын Григорий выберет в своей жизни правильный путь. Кстати, вы уделяете много времени его воспитанию?

– Мы очень близки с Гришей, очень дружим, и я хочу, чтобы он знал: я всегда его услышу, пойму. Скоро ему исполнится 13 лет. Он уже взрослый, он стал взрослым раньше, чем я был готов к этому. Когда в 12 лет он вдруг забасил, вытянулся и стал говорить со мной о вещах, которые, мне казалось, далеко впереди, стало немного грустно. А ещё иногда становится страшно от того, что творится в подростковой среде, ведь сейчас такое гигантское информационное поле, столько у них соблазнов. Страшно потерять ощущение, чем живёт твой сын. Но, надеюсь, у нас с Гришей очень сильная связь и та степень откровенности при общении, которая была у меня с моим папой и с мамой, которой уже, к сожалению, нет с нами три года. Вообще для меня семья – очень важная часть жизни.

– Игорь, в каких новых спектаклях вы сейчас играете, в каких фильмах снимаетесь?

– Только что в МХТ я сыграл с Ренатой Литвиновой в премьере спектакля по Агате Кристи «Свидетель обвинения», который поставил замечательный французский режиссёр Мари-Луиз Бишофберже. У меня главная роль, не похожая на всё то, что я делал до сих пор. Играю в новом спектакле МХТ «Событие» по пьесе Владимира Набокова. И здесь мой герой Ревшин тоже совсем не похож на тех персонажей, которых я раньше играл в театре. Это меня очень радует, ведь всегда хочется играть разные характеры, чтобы тебя как актёра не воспринимали однобоко. Что касается кино, снимаюсь сейчас в сериале о судьбе выдающейся певицы Людмилы Зыкиной. Играю очень серьёзного бандита. Как раз на днях снимали сцену, как я, весь такой в белом шикарном костюме, убиваю двух человек в антикварном магазине и выпрыгиваю через окно на улицу. А в Симферополе, как я уже говорил, снимаюсь у Оксаны Байрак, с которой работал на нескольких картинах, например, в «Кардиограмме любви», которая прошла по Первому каналу. В «Позднем раскаянии» играю психиатра, который и сам психически несколько нездоров. В общем, моя творческая жизнь, что называется, кипит.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram