Аргументы Недели. Петербург → Культура

«Ужас войны» братьев Чепменов в Эрмитаже

, 10:13

В стенах Государственного Эрмитажа объединились классика и современное искусство. В пространстве Восточного крыла Главного Штаба открылись сразу две выставки, столь разные и столь похожие одновременно.

Несмотря на индивидуальные особенности художественного языка, оба проекта - «Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья» и «Им никто не поможет» Франсиско Гойи — заставляют задуматься о войне, как об источнике горя и страданий.
Экспозиция, посвящённая творчеству участников группы «Young British Artists» братьев Чепменов, наглядно демонстрирует кровавый беспредел, к которому приводят военные действия. В качестве основы для своих экспериментов известные английские художники выбрали философию нацистов, направленную на тотальное уничтожение. Их действия в интерпретации братьев Чепменов привели к уничтожению не только окружающего мира, но и самих себя.


На выставке воссоздана атмосфера самого настоящего ада. В стеклянных витринах, где заключены выполненные в миниатюре фигурки нацистов, наблюдается апофеоз войны — повсюду лишь трагедия и смерть. В этом мире убийство и насилие становится нормой. Зрителю постоянно попадаются на глаза разбросанные части человеческого тела или насаженные на кол головы. Ужасающий натурализм — так можно назвать основной приём, к которому обращаются художники.


При этом роль и судьба отдельного индивидуума, на первый взгляд, их не интересует. Убивающие друг друга нацисты превращаются в безличную массу, никак не связанную с духовной жизнью человека. Понятия чести, доблести и достоинства, часто ассоциирующиеся с войной, в данном случае не существуют как таковые. В рамках инсталляции проявляются самые низменные желания и потребности, превращающие человека в животное.


Чепмены, тщательнейшим образом, подошли к выбору каждой детали, соответствующей их общей концепции. Свиньи и поедающие падаль птицы, также как и позорно обнажённые нацисты, то и дело появляющиеся без штанов, - важные элементы в раскрытии темы. С их помощью художники показывают, что с войной духовное содержание уходит, жизнь обесценивается, а с ней теряется и человеческое достоинство. Наиболее ужасает в этом процессе не сам факт физической смерти, а разрушение личности.


Выставка братьев Чепменов получилась диалогичной и провокационной. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский считает заданную художниками направленность вполне оправданной.


«Современное искусство — всегда провокация», - отметил он на открытии, - «Но иногда это бывает провокация высоко художественная, а иногда она выходит за рамки художественного. Сегодня мы показываем блестящий образец настоящей художественной провокации».


Классическая выставка Франсиско Гойи, параллельно проходящая в Главном Штабе, знакомит с несколько иной трактовкой военной темы. В числе 40 графических листов из собрания Государственного Эрмитажа особенно значимы образы, созданные выдающимся испанским художником в серии «Бедствия войны». Именно они легли в основу нарратива о «бесчеловечности к человеку» , воплощённого современными художниками.


«Всё это вместе показывает, что весь тот смешной, но страшный ужас, который есть на первом уровне выставки, на самом деле существует в мировом искусстве, также как он существует и в мировой истории, всегда», - пояснил Пиотровский, говоря об единстве экспозиций.


По его словам, «Конец веселья» никогда не наступает. Люди продолжают уничтожать друг друга в самой жёсткой манере, и с этим ничего не поделаешь.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram