Вспоминая Петербург
21 октября 2012, 10:28 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]
В рамках Года Германии в России в креативном пространстве «Ткачи» на Обводном канале открылась необычная выставка «100 прекрасных мертвецов». Героями экспозиции стали здания, а действие разворачивается в двух городах: Петербурге и Берлине.
Проект включает в себя инсталляцию, документальные исследования и театральную постановку.
«100 прекрасных мертвецов» — попытка разобраться в том, что же представляет собой строение, здание, дом. Дом здесь оказывается ключевым словом — это не просто нагромождение из балок, бетона и стекла. Это место обитания конкретных людей с их судьбами, это некое пространство со своей летописью, хроникой.
Режиссер немецкого театра «Oper Dynamo West» совместно с русскими актерами представляет на суд зрителя постановку, которая рассказывает о том, что случается с домами после их смерти. В спектакле старые дома наделяются интеллектом, памятью, чувствами и способностью страдать. Так, если в какой-то квартире царят разлад и одиночество, то стены начинают покрываться плесенью. А если кто-то решает пристроить к дому мансарду или, например, крытый балкон, то здание начинает страдать столь же сильно, как и человек, которому пришили дополнительную руку.
Ну а когда кто-то решает по тем или иным причинам дом снести, стерев его с карты города, на сцену выходят так называемые танатонавты. Они, по замыслу создателей спектакля, восстанавливают историю дома и его страданий, после чего здание, точнее его «душу», переносят на небо, где оно парит среди звезд. Так постепенно на небесах строится город-призрак, город-двойник.
Театральное представление, запись которого можно посмотреть на экспозиции, происходит среди строительных сеток, оконных рам и необычной инсталляции «Алтарь всея снесенных». Это — своеобразная аллюзия на мифологию Древней Греции, где невинные души домов предстают посмертными масками.
Вторая часть выставки включает в себя необычный фотопроект, призванный связать два города — Петербург и Берлин. Совмещая и сравнивая топографию, авторы приходят к выводу, что города имеют много общего, их судьбы оказываются мистически переплетенными.
Каждому зрителю предлагается самому произвести необычное расследование: выдается карта-путеводитель Петербурга, где отмечены 100 снесенных или перестроенных зданий. Авторы выставки предлагают сопоставить такой путеводитель с картой любого другого города, а потом зафиксировать те места, на которых отмечены эти сто домов.
Выставка «100 прекрасных мертвецов», несмотря на ее как бы игровой контент, не могла не напомнить о больных петербургских проблемах сохранения исторического центра. А параллели с Берлином лишь подчеркнули, насколько грубыми и неадекватными у нас, в Петербурге, могут быть действия тех, кто сносит старинные здания.