Строки «Роняет лес багряный свой убор…» и «Друзья мои, прекрасен наш союз…» известны, почитай, каждому россиянину – ведь это «наше все», Александр Сергеевич Пушкин, знаменитое стихотворение на годовщину Лицея.
Лицей в Царском селе был основан в 1810 году императором Александром I, как привилегированное учебное заведение для мальчиков из благородных семейств. И лицей прославился, пожалуй, на весь мир – в самый первый его набор попал невысокий кудрявый потомок смешенья африканских горячих кровей с холодными русскими – величайший поэт, пожалуй, всех времен и народов.
Лицей был основан, как островок западной культуры в недрах вечного колосса российского самодержавия, и тогда уже стоявшего на трясущихся ножках, но постоянно возрождающегося, как птица Феникс из пепла. Слово лицей – уже само по себе намек на нечто западное – ибо происходит из античности, от названия сада, в котором Аристотель занимался с учениками. Император тоже хотел, чтобы Лицей служил кузницей высокообразованных кадров для государственной службы, но просвещение сыграло злую шутку – многие знания, как известно, умножают скорбь, а умным управлять сложнее. Первый выпуск был блестящим – из лицеистов получились ученые, поэты, государственные деятели – и, к ужасу императора, революционеры: великий Пушкин, поэты Дельвиг и Кюхельбекер, мореплаватель Матюшкин, канцлер Горчаков, декабрист Пущин, директор Императорской публичной библиотеки Корф.
Воспитанники лицея изучали нравственные, исторические, физические и математические дисциплины, занимались изящными искусствами и практиковались в гимнастических упражнениях. Для них был построен архитектором Стасовым четырехэтажный флигель Екатерининского дворца в Царском Селе, в котором. Кажется, до сих пор живут музы – более блестящих учебных заведений в России еще поискать. Дата открытия Лицея отмечалась выпускниками, как лицейский праздник, бывшие студенты собирались на так называемый «лицейский обед».
Но не все и не всегда могли приехать на обед – этому дню Пушкин посвятил не только знаменитое «19 октября» с бессмертными строками:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Но и второе, гораздо менее известное «19 октября 1827 года»:
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, Царской службы
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе?
В краю чужом в пустынном море?
И в мрачных пропастях земли!
Оно уже прямо противопоставляет, по мнению литературоведов, блестящие надежды – разочарованиям, жизнь и любовь – смерти. Мрачные пропасти земли – это те самые «глубины сибирских руд», по мнению литературоведов, в которых сидели декабристы из лицейских соучеников Пушкина (И.И.Пущин и В.К.Кюхельбекер).
Конечно, как великий поэт, Пушкин видел всепроникающим взором гения не только примитивное противопоставление карьериста и революционера или влюбленного умирающему от болезни, нет, стихотворение дает образ не столь примитивный – это сама жизнь, как развитие, как интереснейшее путешествие сквозь тернии к звездам, поэт дает напутственное благословение на всю жизнь до самой смерти и после... В этом и особенность гения – пишет стихотворение на юбилей Лицея, а получается философия в стихах, жизнь человека в счастье и горе, свершениях и неудачах.
Увы, в России образованному человеку всегда места нет – как-то так получается, что все правители, даже самые просвещенные, гораздо надежнее и спокойнее чувствуют себя с «человеком простым», который не задает неудобных вопросов ни себе, ни окружающим, не требует ничего, кроме миски супа и доволен удовлетворением самых примитивных потребностей типа «лишь бы не было войны», не то, что всякие там поэты. Ни в одном языке мира слова «шибко умный» не являются ругательными - только в России.