Американские литературоведы считают, что триллеры, которые последнее время пользуются у читателей повышенным спросом, не являются только развлечением – по ним на самом деле можно судить об ужасах современной политики.
Триллеры приобрели в последнее время невиданную популярность в мировой литературе – истории таинственных смертей, подпольных войн, роковой роли могущественных корпораций в жизни маленького человека, тайного террора. Все романы этой серии литературоведы делят на две части – консервативные, в которых герой - исламский фундаменталист заменил советского шпиона времен Холодной войны, и романы новой волны, в которой уже правительство использует
В триллерах первого типа героем обычно становится агент спецслужб, который преследует злобных террористов и раскрывает их заговор. Героическому агенту многое позволено – порой он игнорирует, в погоне за «плохими парням», все требования закона и женевской конвенции о пытках. В триллерах второго типа уже сами правители и высокопоставленные бюрократы устраивают заговоры против государства, чтобы воплотить свои коррупционные и преступные интересы.
«В основе традиционного триллера лежит изначальная вера в то, что преступление должно быть наказано, и если вы вступили в сговор с дьяволом, вы должны понести за это наказание», - отмечает писатель Бред Тор, чей герой Скотт Харват, американский военный ловит террористов с помощью дрели, которую приставляет к их коленям. «Читатель испытывает огромное удовольствие, когда вытаскивает монстра из-под кровати, бьет его и может продолжать это удовольствие ежедневно», - цитирует писателя Washigton Post.
Известный автор современных триллеров Дэвид Бальдаччи (многие его произведения переведены на русский) использует совсем другой подход. Его преступники часто занимают высокие посты, в его романе «Абсолютная власть» (по которому снят фильм с Клинтом Иствудом и Джином Хэкманом), главный злодей чуть не стал американским президентом. Сотрудники Секретной службы не остановились ни перед чем, чтобы скрыть его роль в смерти женщины. С которой у героя был роман. В его последующих романах действуют члены тайного Кэмел клуба, которые используют самые неприглядные средства для достижения тайных геополитических и социоэкономических целей.
Литературоведы делают парадоксальный вывод – современная цивилизация находит отражение в таких невинных вещах, как детективный роман и триллер. За прошедший век из романов постепенно исчезает благородный герой – ему на смену идет порочный, беспринципный агрессор, терроризм становится привычной вещью, а не порождением дьявола, как раньше, продуктом сложной современной геополитики и экономики, для которых уже нет ничего святого. Литература отражает овладевшее многими людьми порочное представление о том. что цель оправдывает средства.