В этом году известному российскому художнику-авангардисту Борису Кошелохову исполняется 70 лет. В честь юбилея петербургская галерея Anna Nova, с которой художник сотрудничает уже довольно давно, реализовала масштабный выставочный проект, знакомящий с творчеством именитого мастера.
Экспозиция под названием «70 000 лет Бориса Кошелохова» разместилась на территории Нового музея. Увеличение возраста в данном случае понимается иносказательно и выражает тот огромный вклад, который художник сумел внести своей деятельностью в развитие отечественного искусства.
Для галереи Anna Nova открытие персональной выставки Бориса Кошелохова стало этапным событием.
«К этой выставке мы очень долго готовились. Для галереи — это первый опыт, когда мы выставляемся в пространстве музея», - отметила на открытии Анна Баринова - владелица галереи Anna Nova.
По словам Бариновой, её знакомство с художником произошло с подачи искусствоведа и арт-критика Екатерины Андреевой. В начале своей галерейной деятельности, Баринова поинтересовалась у неё на кого из современных художников необходимо обратить внимание в первую очередь при создании большой коллекции. Ответ Андреевой был тогда однозначен — с Бориса Кошелохова. Баринова вняла совету ведущего научного сотрудника Отдела новейших течений Государственного Русского музея и сделала Кошелохова одним из основных художников своей галереи. С прошествием времени правильность данного выбора только подтверждается. На каждом этапе творческого пути художника отличает оригинальность мысли и нестандартность использующихся средств её выражения.
«Кошелохов не сразу пришел к своей глобальной концепции творчества», - отмечает Екатерина Андреева, - «В самом начале во второй половине 1970-х его занимали символы и архетипы примитивизма, дикой живописи, соединявшей в иероглифах экспрессивных жестов тело человека и животного, материал вещи с телом самой краски. Позднее начинается первый масштабный – мультиэкранный, если это определение применить к живописному циклу, - проект под названием «Куклы странствуют по миру». И, наконец, в 1990-е, преобразуя освоенную энергию кругосветного путешествия, Кошелохов создает свой главный концепт – образ «Двух хайвэев» или двух большаков, пути земного и небесной надземной орбиты, проложенных для обзора всех наличных форм мировой жизни, включая и геологический, и биологический, и человеческий этапы развития».
В рамках нынешней выставки демонстрируется своеобразный архив мастерской Бориса Кошелохова, то есть экспозиция во многом носит ретроспективный характер. Особый интерес представляет раздел, связанный с последним этапом работы художника над проектом «Two Highways» - рядом с компьютерными набросками мастера находятся созданные на их основе живописные произведения. Такой подход даёт возможность ухватить суть столь любимого художником процесса трансформации.
Кроме того, поражают плакаты, на которых в уменьшенном виде демонстрируются многочисленные пастели Бориса Кошелохова, коих насчитывается более 6 000.
Специально к выставке также был подготовлен двухтомный каталог, посвящённый творчеству Бориса Кошелохова. Данное издание, по сути, является первым серьёзным трудом, представляющим феномен художника столь ясно и объёмно. Вместе с тем, сами составители книг сразу указывают на один большой недостаток.
«Эти каталоги уже безнадёжно устарели, потому что пока мы в течении года фотографировали, верстали, правили тексты, печатали, Кошелохов создал ещё около 200-300 живописных работ», - отметил художник и графический дизайнер Ник Теплов.
Теплов видит только один выход из сложившейся ситуации — организацию непрерывного ежемесячного издательства. Согласно его мнению, только так можно угнаться за плодовитым художником.