Аргументы Недели. Москва → Культура

Струящийся фарфор Татьяны Чапургиной

, 15:02

Чуть печальная улыбка и слегка опущенный взгляд, в котором только угадывается рыжий задорный солнечный зайчик. Земная тяжесть глины, превращенная в воздушную легкость светящегося фарфора.

Это главный художник Императорского (бывшего Ломоносовского) фарфорового завода Татьяна Чапургина и ее работы, которые можно сейчас увидеть на выставке «Застывшая динамика» в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» в Москве.

Чапургина
Чапургина

Закончив петербургское художественно-промышленное училище имени Мухиной с дипломом художника по тканям, Чапургина со всей истовостью, свойственной настоящему мастеру, расписывала шелк, мечтая только об одном: «была бы у меня мастерская – не надо много – два метра шириной и сто метров длиной. И две двери – вход и выход. И чтоб кто-нибудь натягивал мне сто метров шелка. Чтоб утром вошел, а вечером вышел».

И так продолжалось очень долго, пока в 1999 году на выставке в Италии она не встретила художницу Императорского фарфорового завода Нелли Петрову.

***

Петрова, традиционно занимавшаяся подглазурной росписью, (когда фарфор сначала расписывают, а потом обжигают при температуре выше 1300 градусов Цельсия) к тому времени осваивала нетрадиционный для этой техники вид живописи – портрет. Кстати, именно она и ее портреты послужили началом возрождения традиции изготовления на заводе парадных сервизов.

***

Работы уникального мастера так понравились нашей героине, что ей, как всякому настоящему мастеру, захотелось попробовать сменить воздушный шелк на глянцевый фарфор – и ей разрешили.

принц
принц

лицо
лицо

Так художница по тканям попала на фарфоровый завод, а в арсенале живописцев мануфактуры появилась новая краска: традиционный контурный рисунок батика, хорошо известный Чапургиной, добавил объема традиционно-нежному фарфору.

тюльпаны
тюльпаны

Но поскольку настоящий художник останавливаться на достигнутом не может, вслед за вазами с шелковыми, страстными ирисами и меланхоличными лилиями, из-под рук художника стали выходить совсем сказочные, легкие Маленькие принцы, печальные Левши и говорящие рыбы.

ирисы
ирисы

шалун
шалун

А потом, так уж случилось, хрупкий фарфор и струистый шелк слились воедино, и Чапургина создала фарфоровое платье.

Статичный фарфор, крошечными мозаичными черепками пришитый на ткань стал пластичным, получил право двигаться и даже петь – платья, созданные художницей, не только струятся, они еще и щебечут тонкими-звонкими голосами бегущих по камням ручейков.

синий бог
синий бог
египет
египет

Платья эти уже украшали выставку Дягилевских балетов на Sotheby's. Чудо века двадцать первого, волей Чапургиной гармонично соединившие традиции древнекитайского искусства, византийской мозаики и египетских фресок, совершенно логично вписались в художественную культуру века Серебряного.

Художница живет дальше, последние два года она возглавляет единственную в мире художественную лабораторию при фарфоровой мануфактуре. А это значит, что российское искусство живо, оно не просто способно удивлять мир некоторыми своими произведениями, но и готово вести за собой мировую культуру. Главное – не пропустить. Заметить.

***

Императорский фарфоровый завод основан в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы. Первая фарфоровая мануфактура России и третья в Европе.

Именно здесь однокашник Ломоносова Дмитрий Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

***

Выставка работ художников Императорского фарфорового завода второй год проходит в московском музее-заповеднике Царицыно. Организаторы обещают, что выставки эти будут традиционными. В прошлом году здесь была представлена экспозиция «Фарфор Нелли Петровой. Образы России»

Выставка главного художника Императорского фарфорового завода Татьяны Чапургиной «Застывшая динамика» в Большом дворце только открылась. Если сосредоточиться, до 25 ноября на нее можно успеть.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram