Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура

Православных хлебом не корми - дай обидеться на художника

, 17:28

Православная общественность, находящаяся в последнее время в постоянном поиске повода почувствовать себя оскорбленной и преследуемой, в четверг получила долгожданную возможность обидеться – на Винзаводе открылась выставка.

Выставка «Духовная брань», открывшаяся в помещении зала Марата Гельмана, которого с момента открытия не раз помянули недобрым словом (хотя известный куратор совершенно не при чем, он только предоставил помещение галереи, находясь в отъезде), вызвала ажитацию в кругах веропоклонников еще до открытия. Территория Центра современного искусства «Винзавод», до сей поры посещаемая в основном любителями современного искусства, внезапно заполнилась ОМОНом и личностями, которые вряд ли в своей жизни посещали музеи иначе, чем со школьной экскурсией под строгим присмотром школьных учителей.

На выставке представлены картины художницы Евгении Мальцевой, посвященные современному прочтению духовной живописи и иконы, эпиграфом же к ней художница взяла цитату из апостола Павла: «…Наша брань не против крови и плоти, но против начал, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы его поднебесной», - рассказала радиостанции «Эхо Москвы» обозреватель Татьяна Пилипейко.

На некоторых картинах изображены балаклавы, в которых в свое время совершили свой панк-молебен девушки из Pussy Riot, но увидеть их там может только подготовленный человек, относящийся доброжелательно к современному искусству и не видящий в нем угрозы для своей душевной целостности.

фото Татьяны Пилипейко

фото Ильи Варламова

Вот такая странная Троица - но, кстати, иконы Андрея Рублева в свое время казалаись тоже весьма странными, стоит об этом помнить, и попробовать понять. И Микеланджело постоянно гоняли за его сюжеты в Сикстинской капелле - и где теперь гонители? Только время рассудит художника и его зрителя... Не нравится - не смотри, никто не заставляет.

фото Ильи Варламова

Открытие выставки обернулось потасовкой – к моменту открытия у входа на Винзавод собрались чудесные личности, количеством около 50, в составе  православных активистов и казаков (агрессивно настроенных мужчин с казацкими элементами в костюмах), которые собрались, по словам фотографа Ильи Варламова, снимавшего открытие, «посетить выставку с целью сжечь все к чертям». Они начали задирать прибывших посетителей и откровенно драться, в результате полиция задержала около 10 человек, а охрана вообще перекрыла вход. На помощь даже прибыл ОМОН.

Знаток правильного искусства

 

Православный активист, прославившийся срыванием маек

Фото Ильи Варламова

В пятницу в Центр позвонил неизвестный, который сообщил, что в галерее заложена бомба. На место были направлены представители оперативных служб для проверки этой информации, сообщает РИА Новости. «В ходе проверки помещений никаких подозрительных предметов не обнаружено. «Винзавод» работает в обычном режиме», - прокомментировали событие в правоохранительных органах, однако некоторое время выставка была закрыта.

«Наша выставочная политика не предполагает экспозиций, которые агрессивно настроены против государства или церкви, однако и не предполагает авторитарных решений», - осторожно заявила ИТАР ТАСС директор «Винзавода» Елена Пантелеева, и заверила журналистов, что дирекция Центра не при чем, галерею предоставил Марат Гельман: «Марат, к сожалению, поставил нас перед фактом, и как только он вернется в Москву, мы будем решать этот вопрос». А организаторы выставки собираются подавать в суд на руководство Центра за срыв открытия.

Деятели церкви раскритиковали выставку еще до открытия - секретарь патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон назвал экспозицию «актом циничного террора в отношении русской культуры», признавшись, что ее не видел. Не остался в стороне и вездесущий глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, сказавший, что экспонаты оскорбляют почитаемый христианами священный символ – икону Спасителя.

Откуда православные активисты и отцы церкви узнали о готовящейся выставке? Неужели они интересуются современным искусством? Кто-то специально или просто по тотальной глупости и недальновидности использует темноту и убожество некоторых несчастных существ, и негибкость некоторых духовных отцов, чтобы натравливать одних граждан страны на других? Чем это может грозить – страшно даже задумываться. такие защитники веры могут стать пострашнее бронированного вагона с Владимиром Ильичем.

Ни один представитель православных активистов на выставку заглянуть и не подумал – они оскорбились заранее, еще до открытия, причем на открытие их вообще не приглашали – да и не ходят эти граждане по выставкам. Вместо того, чтобы попытаться понять другого человека, заинтересоваться им и принять его отличие от среднестатистического гражданина, россияне по-прежнему продолжают страстно обижаться на то, что люди не одинаковы, и никогда такими не станут. Простота, она ведь хуже воровства, гласит наша же поговорка, только как-то про нее в последнее время забыли.

Вот оно - началась перекличка между обиженными исламистами и обиженными православными  - последние подхватили отвратительную манеру духовного шантажа, присущего пресловутому хулигану из старых анекдотов и баек. Сюжет прост – хулиган ищет, с кем бы подраться, и видит интеллигента в очках – и просит закурить, в надежде, что интеллигент не даст, и тогда он ему вдарит от всего простого народа, за то, что шибко умный и в очках.  А интеллигент предлагает разные виды курева, и сигареты, и папиросы, и спички с зажигалками – но все равно получает, за то, что без шляпы. А ведь идти на поводу у шантажиста нельзя – мировой опыт показывает, что это всегда плохо заканчивается.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram