Международная группа социологов решила провести исследование спроса на театральные зрелища в зависимости от социально-экономического статуса зрителей. Оказалось, что театр востребован не только интеллектуалами.
На исследования социологов подвигли периодически возникающие в среде недовольных тратами налогов мнения, что театр убыточен, ему требуются субсидии, смотрят его только отдельные интеллектуалы, а содержит всё общество. Новые исследования показали, что эти мнения ложны – просто разные люди смотрят разные постановки, интеллектуалы предпочитают сложную драму, а многие люди рабочих специальностей, как оказалось, совсем не прочь развлечься вечером хорошей комедией.
Исследователи взяли в качестве объекта английский город Ньюкасл, славящийся обилием театров на все вкусы. В опросе приняли участие 300 человек, каждый должен был выбрать в десяти гипотетических ситуациях с пятью вариантами разных представлений: варьировались цена билета, тип представления, жанр - комедия, драма и экспериментальный театр, автор – популярный или неизвестный, репертуар - классический, модернистский, современный, наличие и вид театральной критики, сопровождающей постановку. Публика довольно четко разделилась на разные группы: 43,1% зрителей — зажиточные люди, которые отдают предпочтение классике, наслаждаются всеми типами театра и готовы купить дорогой билет, когда критика благожелательна; 25,4% — люди рабочих профессий, в основном молодёжь, они главным образом интересуются комедией, верят отзывам в соцсети и экономят на билетах; 31,5% — так называемый интеллектуальный зритель готовый заплатить столько, сколько нужно, лишь бы было интересно - они ценят драму а мнение формируют собственное и всяких рецензентов в расчёт не берут.
Жаль, что подобное исследование не проводилось никогда в России, традиционно театральной стране – много интересного можно узнать таким образом о досуговых стремлениях, предпочтениях, желаниях и их несовпадениями с возможностями – может быть, тоскливое питье пива на лавке определяется вовсе не тупостью, а отсутствием привычки делать выбор, а также и отсутствием этого самого выбора.