В Петербурге прошел очередной концерт в рамках Международного фестиваля «Опера – всем». Во дворе Капеллы исполнили оперу А.Г. Рубинштейна «Демон».
«Демон» - шестая из 13 опер композитора, написанная на основе одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. «Опера получилась сложной и многоструктурной. В ней переплелись несколько мотивов: библейский, лирический, мистериальный… В постановке мы сконцентрировались на мистериальной линии, потому что она выводит произведение на уровень наиболее абстрактных обобщений и делает её темы вечными: это тема любви и тема борьбы добра со злом», - отметил режиссер постановки, арт-директор фестиваля Владимир Высоцкий.
Если предыдущие места исполнения опер фестивальной программы так или иначе были связаны с идеей либретто, но в случае с «Демоном» эта связь довольно условна. «Двор Капеллы, во-первых, очень хорош по акустике, а во-вторых, формой напоминает подкову – символ счастья, которого так хотел главный персонаж оперы Рубинштейна», - рассказал Владимир Высоцкий.
Дирижировать оперой был приглашен Оливер Ведер, который в прошлом учился в петербургской Консерватории сразу после того, как закончил высшее музыкальное образование во Франкфурте-на-Майне. «Для исполнения на открытом воздухе мы немного сократили оперу. В частности, это касается сцен с балетом. В остальном – постановка следует оригинальной версии. Состав исполнителей с поставленными задачами замечательно справляется», - заметил господин Ведер.
Двор Капеллы уже за два часа до начала спектакля начал наполняться зрителями, любители музыки пришли загодя, чтобы занять места. К 20 часам зрители заполнили не только места, но и проходы, арки и даже часть тротуара за оградой Капеллы. «Демон» шел без антракта.
По завершении оперы мы попросили прокомментировать постановку музыковеда, основателя и постоянного художественного руководителя и дирижера хора «Россика» Валентину Копылову-Панченко.
«Мне очень понравилось сдержанное минималистское решение сценографии. Игра на контрасте черного и белого в декорациях и костюмах исполнителей расставляет нужные акценты в постановке и, наверное, с практической точки зрения, на случай гастролей, делает её более мобильной», - пояснила Копылова-Панченко корреспонденту "Искусство ТВ", - «Оркестр звучал замечательно. Что касается пения, то очень сильны были женские голоса: и в хоре, и в партии Тамары в исполнении Ольги Георгиевой… Мужских голосов, на мой взгляд, не хватило. Это, разумеется, не касается исполнителя заглавной партии Демона Вадима Чельдиева, который великолепно справился со своей задачей. Опера в целом органично смотрелась на фоне архитектурной «декорации» Капеллы. Я думаю, что в подобного рода постановках достаточно материала для работы музыкального критика. Ведь открытые площадки дают множество дополнительных возможностей, которых нет в зале».
Следующий концерт в рамках фестиваля «Опера – всем» состоится 19 июля в 19 часов. В Парадном дворе Михайловского замка будет представлена опера «Иоланта» П.И. Чайковского.