В Константинополе 958 лет назад переговоры между Римом и Константинополем о сферах влияния закончились скандалом: христианская религия разделилась на две главенствующие ветви – католичество и православие.
Посланник папы римского Льва IX Гумберт 16 июля 1054 года положил на алтарь собора св. Софии папскую буллу с анафемой в адрес патриарха Константинопольского патриарха Михаила Кирулария. Священнослужители, совершенно так же, как сегодняшние политические деятели, не смогли договориться о сферах влияния в Южной Италии и выяснить, кто прав в теологическом споре.
Конечно, раскол начался задолго до знаменательного события, и в основе его лежали, как это было от века, прежде всего имущественные споры и борьба за власть. Теологические проблемы, смысл которых вряд ли понятны сегодняшнему даже самому глубоко верующему христианину, если он не специалист-религиовед и историк, играли вспомогательную роль, но, все конечно делали вид, что именно эти разногласия имеют принципиальный характер.
Церковь в те годы была одним из крупнейших собственников и властителей, поэтому раскол сказался на судьбах многих людей самым кардинальным образом.
Споры между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария. Конечно, целью было снижение влияния Рима, но в качестве предлога было использовано предположение, что латиняне неправильно готовят святые дары, их даже топтали ногами константинопольские священнослужители, что, естественно, вызвало праведный гнев прихожан, быстренько использованный Римом.
В папской булле об отлучении и анафеме в адрес патриарха, врученной посланником, содержались такие ужасные, но маловразумительные сегодня грехи, как: «Оскопляют пришельцев, подобно валезианам, и делают их не только клириками, но и епископами; подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян; подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря; подобно манихеям, считают квасное одушевлённым», и тому подобное. Интересно, помнит ли кто-нибудь сегодня, кроме узких специалистов, кто такие манихеи и ариане? И каких пришельцев оскопляли валезиане, не марсиан же? Однако скандал был прекращен, и церкви признали друг друга только спустя 910 лет, в 1964 году, когда никаких манихеев и в помине уже не было, разве что в роли таинственных сект в криптотриллерах.
Православные, кстати, были более конкретны в своих претензиях – они просто-напросто отрицали первенство Римской церкви и хотели верить, так, как им было удобно в их Константинополе. Вдобавок, реакция Патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой, но римляне на примирение не пошли и, гордо хлопнув резными дверями, удалились.
Покинув Константинополь, разгневанные папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов, среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.
Русские долго сохраняли дипломатический нейтралитет в скандале церковников, советовались с римскими священнослужителями и сохраняли латинские церкви, разрешали проповедовать латинским миссионерам вплоть до татаро-монгольского нашествия. Русь мудро поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.
Так что распространенное убеждение, что Русь изначально была православной, прямо от корней, не соответствует действительности – православие стало уступкой дипломатической и военной необходимости, а долгое время сохранялась возможность выбора, который окончательно свершился только в XIII веке.