Полвека спустя в Большой театр возвращается опера Петра Ильича Чайковского «Чародейка». В 1958 году премьера оперы стала заметным музыкальным событием, спектакль продержался в репертуаре театра семь лет и был показан 49 раз. И есть надежда, что постановка 2012 года Александра Тителя (режиссёр) и Александра Лазарева (дирижёр) побьёт рекорды прошлого века.
Сюжетом для оперы послужила трагедия популярного в своё время драматурга Шпажинского. Его пьесы – типичные для театрального репертуара 80-х годов ХIХ века, когда на сценах ставились спектакли с ловко закрученной интригой, эффектными положениями, но со слабой драматургией. Успеху подобных пьес во многом способствовали талантливые исполнители, на что и рассчитывали драматурги. Так, в Москве Настасью играла М. Ермолова, в Петербурге – М. Савина. После премьеры «Чародейки» на драматической сцене композитор обратил внимание на новую пьесу Шпажинского. Автор пьесы добивался чисто внешних эффектов, с чисто развлекательной целью драматические положения пьесы постоянно перемежались комическими сценами загулявших гостей или холопов, что совсем не удовлетворяло композитора.
Опера «Чародейка» создавалась Чайковским в период, когда он был уже широко известен и признан и каждое сочинение ожидалось с большим интересом. Композитор внёс кардинальные изменения в главный образ Настасьи, прозванной «чародейкой», и это сразу изменило характеры других персонажей – князя Курлятева, дьяка Мамырова и княжича Юрия. Цепочка «любовь – ненависть» стала движущей силой всей драматургии оперы. В письме певице Э. Павловской, первой исполнительнице партии Кумы, П. Чайковский писал: «Я совершенно не так воображаю и понимаю Настасью, как Вы… Дело в том, что в глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и красота, которой до этого случая только негде было высказаться. Сила эта в любви… Могучая красота женственности скрывается у Настасьи очень долго в оболочке гулящей бабы…»
Развязка человеческих страстей в финале заканчивается разбушевавшейся катастрофой. Величавая русская природа с Волгой-матушкой, речными просторами и красотами «поёт» в «Чародейке» и поэтому кровавый финал воспринимается как симфонизированная драма.