В Шереметьевском дворце открыли «Моду за железным занавесом”
24 июня 2012, 12:40 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]
В Шереметьевском дворце начала работу выставка «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи». В экспозиции – винтажные костюмы из коллекции историка моды Александра Васильева, датированные годами от 1920-х до 1980-х.
В отсутствии музея моды в России, Александр Васильев сетует на то, что его выставки – едва ли не единственная возможность познакомить соотечественников с тем, что происходило с модой и стилем в СССР. Свою коллекцию он собирал 25 лет. В нее вошли костюмы, подаренные известному историку моды теми, кого принято называть «иконами стиля» советской эпохи. В этом списке – значатся люди не простые: звезды театра и кино, балерины, жены партийных деятелей… Именно им во всеобщих условиях советского дефицита удавалось соответствовать главным модным тенденциям мира, которые, впрочем, как отмечает Васильев, приходили в СССР спустя несколько лет после того, как повсеместно распространялись в Европе.
«Например, с большим опозданием в советской моде возник стиль new look Кристиана Диора. Окончательно он утвердился в СССР только в 1956 году с выходом на экраны фильма «Карнавальная ночь», в котором Людмила Гурченко была одета в модель Диора, предложенную им еще в 1947 году», - рассказал Александр Васильев на открытии выставки.
Всего в экспозиции – более сотни платьев и около двух сотен аксессуаров. Среди «звездных» имен их бывших хозяек: Людмила Гурченко, Майя Плисецкая, Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Лидия Смирнова, Клара Лучко, Наталья Фатеева, Надежда Бабкина… Именно они стояли в авангарде тех, кто хотел выделяться из толпы одинаково одетых в скучные платья, сшитые по ГОСТу. «Все десятилетия советской власти мода была гонима правительством и обожаема миллионами женщин, которые следовали ей для того, чтобы сделать себя лучше и красивей», - пояснил Александр Васильев главный замысел выставки.
Несмотря на «загнанное» состояние, мода в СССР все же существовала, как и многое в те годы – не благодаря, а вопреки. Не обходилось без курьезов. Например, символом моды довоенного периода стало платье с оторочкой из меха… кошки. Такое было и в гардеробе актрисы Алисы Коонен, и у супруги Максима Горького Марии Андреевой.
«Появившиеся во времена хрущевской оттепели новые контакты с Западом сильнейшим образом повлияли на создание более гламурного облика советских красавиц, особенно на киноэкране. Новыми кумирами красоты становятся Алла Ларионова, Клара Лучко, Элина Быстрицкая, Ирина Скобцева, Ариадна Шенгелая, Нинель Мышкова, Майя Менглет. Позднее — Наталья Фатеева, Татьяна Доронина, Лариса Голубкина, Светлана Светличная, Татьяна Самойлова, Алла Демидова», - говорит Васильев.
В числе экспонатов, которые можно увидеть в Петербурге в Шереметевском дворце, - алое платье из гардероба Клары Лучко. Именно в нем знаменитая актриса появилась на Каннском кинофестивале в 1960-м году, после чего зарубежные СМИ окрестили ее «Красной Бомбой», имея в виду то ли округлый силуэт платья, в пышный подол которого были вставлены металлические обручи, то ли необыкновенную соблазнительность русской красоты, которая далеко не в первый раз покоряла мир.
Не менее заметный успех ждал на Западе и Майю Плисецкую. Она стала первой советской артисткой, которую сфотографировал журнал VOGUE. До нее на страницах «Библии моды и стиля» появлялись только русские эмигрантки. Плисецкую снимал знаменитый американский фотограф Ричард Аведон.Позже балерина станет лицом марки Pierre Cardin во Франции. И знаменитый кутюрье подарит ей платье «Радуга», которое тоже можно увидеть на выставке. «В моей коллекции есть еще два платья Плисецкой от Кардена и костюм Chanel, который Великая Мадемуазель подарила балерине после того, как та показала ее манекенщицам, как правильно ходить по подиуму», - рассказал Александр Васильев.
Выставка «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи» продлится в Шереметевском дворце до 16 сентября.
Все модные вещи нынешнего сезона Вы можете купить в магазине Шустрый Кролик.